29 июля 2009 года. 07:52

Чем пахнет свиноферма

У череповецкого фермера, с нуля поднявшего свиноводческое хозяйство, возникли проблемы с владельцами соседних коттеджей
Свинарник и коттеджи — плохое соседство. В этом на практике убедился череповецкий фермер Алексей Пычев, решивший заняться свиноводством в поселке Ботово. Преуспевающее подсобное хозяйство замучили проверки, которые проводятся по заявлениям владельцев двух частных домов, соседствующих со свинофермой. По словам владельцев этих коттеджей, им мешает запах навоза. Фермер утверждает, что причиной всему — не сложившиеся в свое время трудовые отношения между ним и его бывшим начальником, который и является хозяином одного из коттеджей и известным в Череповце предпринимателем.

Бывший работник череповецкого хлебокомбината Алексей Пычев около трех лет назад принял решение коренным образом изменить свою жизнь. Зоотехник по образованию, он ушел с руководящей должности в цехе и уехал из города в деревню. «Пришло время отрабатывать дипломы», — сказал будущий фермер жене, также имеющей зоотехническую специальность, и основал небольшое подсобное хозяйство в поселке Ботово. Новоиспеченный крестьянин продал гараж с дачей, взял в долг у родителей, получил добро на кредит в банке и завел стадо свиней. Хозяйство успешно развивалось, и вскоре старого свинарника стало мало — фермер решил построить второй. Но через некоторое время после начала работ, придя с утра на ферму, обнаружил… автобус с различными инспекторами, подо­зрительно косящимися на поросят.

На вопрос, что произо­шло, фермер получил следующий ответ: свиноводческое хозяйство мешает жителям двух соседствующих с ним коттеджей. Соседи написали заявления в самые разные службы, а те приехали проверять.

Дом самого Алексея Пычева расположен в нескольких метрах от тех самых коттеджей, а с соседями он прекрасно знаком — это бывший работодатель Пычева, директор череповецкого хлебокомбината Александр Болотуев, и его брат. Соседями нынешние неприятели стали еще во время совместной работы.

— Он говорит, что ему мешает запах навоза, — рассказывает фермер об отношениях с Александром Болотуевым. — Еще в прошлом году он писал во все службы; будто по тревоге, поднялся весь аппарат. Я пришел, а тут стоит этот автобус: экологи, архитекторы, с администрации района какие­то инспектора. Как будто я здесь не свиней, а коноплю выращиваю и мне нужно в тюрьму собираться. Ничего не находят каждый раз, но ездить не прекращают. Пугали меня штрафом за самозастрой, мол, я аренду не оформил до конца, а уже начал второй свинарник делать. Но как я ее оформлю, когда каждая инстанция по 30 дней ответы дает, а если кто­то из чиновников в отпуске, то никакие решения вообще не принимаются. У меня же кредит взят на 160 тыс. рублей, из банка приезжают фотографировать, развиваюсь ли я. Как я могу ждать кого­то?

Несмотря на все проблемы, фермер сделал межевание дополнительного участка и получил согласие на аренду сроком в 10 лет. В районной администрации уверяют, что только приветствуют его начинание, ведь в некогда сельскохозяйственном поселке сегодня практически никто не держит живность.

— От свиноводства всегда запах есть, — констатирует глава Череповецкого района Леонид Родичев. — Болотуев ведь туда выезжает как на курорт, а курорт эти запахи, видимо, портят. С Пычевым я встречался, он дело хорошее делает, дело это знает. Мы не против этого начинания.

По словам начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Череповецкого района Михаила Посохина, лично проводившего проверку хозяйства, нарушений в ее ходе не найдено. Пресловутая куча навоза, от которой якобы исходит запах, расположена за зданием фермы, укрыта полиэтиленом и положена на полиэтиленовое же основание. Навоз не течет и не загрязняет какие­либо водоемы или землю. В целом свиноферма содержится в чистоте, нареканий к ее владельцу нет — таково заключение экологических служб.

Алексей Пычев сегодня держит 47 голов скота, мясо и молодых поросят распродает в основном по знакомым. Больше всего крестьянин переживает за рынки сбыта. По его словам, никто не хочет покупать мясо по адекватной цене: на рынок продавать нерентабельно, супермаркетам нужна специальная обработка, на которую просто нет времени. Заготконтор, занимавшихся этим в прежние времена, больше не существует. Правда, все активнее стали брать молодняк: в кризис многие жители поселков возвращаются к содержанию своей скотины, а поросенок неприхотлив и выгоден с точки зрения сохранения денег.

Свиноводческая ферма Алексея Пычева имеет статус личного подсобного хозяйства. Это означает, что трудиться на ней может только он сам вместе с родственниками, от налогов фермер освобожден, но и не получает трудового стажа и пенсионных отчислений, о больничном также не идет речи. Излишки производ­ства, объем которого ограничен силами владельцев хозяй­ства и лимитами по площади участка (не более 15 соток) и этажности построек (не более 2 этажей), фермер имеет право продавать.

— Я в самом начале взял из разваливающегося совхоза свиней породы дюрок, брал не глядя на цену, чтобы сохранить эту породу у себя, — продолжает фермер. — Они очень устойчивы к нашим условиям. Каждая свинья со свидетель­ством, все крови до шестого колена расписаны. Я же все стараюсь по закону сделать, хотя это немалых денег стоит. Мог бы все эти средства на механизацию направить, но у меня пока из механизации тачка да лопаты. Зато ничего не сломается, кроме своего хребта.

На самом ли деле фермерское хозяйство мешает жителям коттеджей или речь идет больше о личном конфликте бывшего работника и работодателя? С этим вопросом мы обратились к самому директору ОАО «Череповецхлеб» Александру Болотуеву.

— Да, я написал заявления с требованием проверить законность работы этой свинофермы, — подтвердил руководитель. — У нас с Пычевым действительно старые отношения, он у меня был начальником цеха. У него дом ведь дальше, чем наши, находится, а наши как раз рядом с фермой. Он мне сказал, что у него все законно и он будет действовать по закону. Ну и я тоже буду действовать по закону. Если на самом деле есть на все разрешения и нормы не нарушены, то пусть стоит, вопросов нет. Если заключение по проверкам будет отрицательное, то другой вопрос уже. Нам ведь жить в этих домах.

Алексей Пычев, тем не менее, решил себя заранее обезопасить и уже собрал подписи всех остальных соседей о том, что им не мешает запах фермы и ее существование не доставляет никаких неудобств. К встрече с очередной инспекцией фермер теперь готов всегда, но надеется на благополучное разрешение ситуации, продолжает строить второй свинарник и искать рынки сбыта.

— Корма дорожают, бензин тоже, а цену на мясо стараешься удерживать, иначе покупать не будут, — переживает крестьянин. — Но главное — что со сбытом проблемы. Я не понимаю, почему вкусное, чистейшее мясо не покупают в городах, не берут в большие магазины. Его назначение, по идее, — детские сады, разные социальные учреждения, но оно для всех полезно. Да пусть те же чиновники и директора себе в столовые бы покупали. Может, попробуют, так к фермерам подобрее будут.

P.S. После нашего разговора со всеми участниками конфликта соседям удалось в очередной раз связаться друг с другом по телефону и найти общий язык. Алексей Пычев и Александр Болотуев пожелали заключить мир и больше не конфликтовать. Надеемся, что это желание осуществится.

Андрей Ненастьев
№135(22545)
29.07.2009

Источник: Газета «Речь»