Трамваи пойдут по реке
В Череповце планируется проложить водные туристические маршруты
Все обсуждения экономической будущности Череповца в этом году сводятся к главной задаче: необходимо выводить наш город из статуса «моно» в статус «поли». Одна из сфер бизнеса, которые рассматриваются в качестве приоритетных для дальнейшего развития, — туристическая. Нужно сделать так, чтобы турист, взяв в руки карту страны, ассоциировал точку с названием Череповец не только с крупным промышленным центром, но и с городом, в котором есть что посмотреть. Чтобы ехал и смотрел. И не только из окна душного автобуса, но и с реки. Исходя из поставленных задач городская администрация разрабатывает проект развития речного туризма.
Речная инфраструктура Череповца находится в частных руках. Свои причалы имеет «Северсталь», которая использует их в промышленных целях. Речной вокзал и пассажирские пристани принадлежат частной организации «Череповецкий пассажирский порт». Вкладывать в их реконструкцию бюджетные средства муниципалитет не имеет права, а реконструкция нужна. Сейчас проходящие пассажирские судна способен принимать единственный причал — расположенный в районе Красного переулка. Но возможности его невелики. Большинство теплоходов и лайнеров проходят мимо нашего города, потому что не имеют физической возможности пришвартоваться: слишком мелко. Нужно углублять дно.
— Нет, мы этого сделать не можем, — говорит директор ООО «Череповецкий пассажирский порт» Александр Негрей. — У нас нет ни специальной техники, ни средств. Очищение русел рек — очень дорогая работа. И отвечают за нее специальные государственные структуры.
В ряде городов — как, например, в Самаре и Нижнем Новгороде — дноуглубительные работы производились на средства, выделенные федеральным экологическим фондом. Можно пойти по примеру этих городов и обратиться за поддержкой в фонд. Конечно, претендуя на федеральные средства (хотя бы на условиях софинансирования), муниципалитет должен обосновать свою позицию и представить разработанный проект развития речного туризма. Такой проект сейчас готовит комитет по управлению имуществом города. Часть его можно реализовать и в имеющихся условиях, независимо от того, выделит ли федеральный фонд необходимые средства.
— Изначально мы планировали провести конкурс на освоение исторической части города, — рассказывает предысторию начальник отдела подготовки продаж КУИ Юлия Березина. — Речь идет о территории от Ягорбского до Октябрьского моста, ограниченной ул. Сталеваров, Московским пр., ул. Ленина и Советским пр. Придя к выводу, что проводить разрозненную застройку территории, которая представляет исторический интерес, нецелесообразно, мы решили организовать инвестиционный конкурс под условным названием «Освоение застроенных территорий» с привлечением одного крупного инвестора. Инвестору предоставляются муниципальные земельные участки и в качестве обременения ставятся условия: расселить граждан из ветхих и аварийных домов, которые на этих участках находятся, и построить коммуникации, в частности набережную и автодорогу вдоль нее. Облагороженная прибрежная зона, конечно, открывает новые возможности для речного туризма, а значит, и для наполнения городского бюджета. Пассажирские лайнеры, которые проходят по Шексне мимо города, могли бы швартоваться на череповецких причалах… И тут встает вопрос: городу необходим порт. А для начала необходимо разработать концепцию развития пассажирского судоходства.
В течение двух последних лет в комитет по управлению имуществом периодически поступают заявки от представителей бизнеса на предмет освоения тех или иных прибрежных территорий. На этом основании можно сделать вывод, что инвестиционный интерес имеется. Задача специалистов комитета в данном случае в том, чтобы подвести интересы потенциальных инвесторов под единую цель — развитие туризма. Поэтому проект разрабатывается с учетом предложенных заявок, но они вписываются в общую концептуальную канву.
Идея такова. Туристы с судна, остановившегося в Череповце, обозревают город, сидя не в душном автобусе, а в комфортном речном трамвайчике, который идет по определенному маршруту, останавливаясь на пристанях, обустроенных на берегах Шексны и Ягорбы в разных частях города. Туристы выходят на этих остановках и знакомятся с разными районами нашего города. Предварительно предлагается организовать следующие остановки: Соборная горка — ломоносовский пляж — берег напротив ломоносовского пляжа — усадьба Гальских — пляж в Заречье — Северный район — и обратно к Соборной горке. Каждая станция может быть тематической и предлагать комплекс услуг. Например, понтонный пляж с зонтами и шезлонгами, миниаквапарк, аттракционы, яхтклуб, кафе и рестораны и т. д. и т. п.
Проект направлен не только на иногородних жителей. Речные трамвайчики могут быть альтернативным видом транспорта для жителей города, перевозя пассажиров из одного района в другой. Не говоря уже о том, что речные прогулки, с заходом, например, в усадьбу Гальских, могут стать излюбленным видом отдыха горожан.
— Чтобы горожане, занятые в речном туризме летом, не теряли рабочие места зимой, мы разрабатываем варианты того, как задействовать речные станции в зимнее время. Например, между ними по реке могут курсировать суда на воздушной подушке, в районе пляжей можно проводить массовые катания, организовывать аттракционы на льду и т. д. Вариантов может быть много, — продолжает Юлия Березина. — Произвести дноуглубление и сделать полноценный порт, чтобы в Череповце могли останавливаться лайнеры международного класса, — реализация этих задач, конечно, потребует времени. А вот речные трамвайчики запустить реально уже сейчас, потому что предложений по использованию прибрежных территорий много. Единственный вопрос, который мы еще не решили, заключается в том, каким образом целесообразнее предоставить территории на инвестиционный конкурс: одному крупному инвестору под комплексное освоение или нескольким под точечное? Исходя из опыта нашего города и других городов, которые делают ставку на комплексное развитие, мы склоняемся всетаки к первому варианту. Но все решит градостроительный совет, на котором мы в скором времени планируем сделать презентацию этого проекта.
Руководство ООО «Череповецкий пассажирский порт» готово принять участие в инвестиционном конкурсе и разрабатывает свои предложения.
— У нас в черновом варианте и маршруты набросаны, ближе к осени подготовим материалы в графическом виде, — рассказывает зам. директора по флоту Сергей Гончаров. — Мы хотим задействовать два теплохода, так называемые «калоши». Один и сейчас работает, второй ремонтируем. Планируем реконструировать здание речного вокзала — дебаркадер, готовимся к ремонту понтонов — причалов, установка которых требует минимальных вложений. Мы намерены принять участие в реализации этого проекта.
Татьяна Тихонова
№123(22533)
13.07.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →