11 июля 2009 года. 10:30

Перезагрузка начинается в Москве

Президенты России и США начали перенастраивать российско­американские отношения
В понедельник Барак Обама впервые прилетел в Москву в качестве нового президента США (несколько лет назад он побывал в нашей столице как сенатор). Несмотря на рабочий статус поездки, который позволил избежать многих протокольных мероприятий и сосредоточиться на переговорах, он приехал в сопровождении своей супруги Мишель и двух дочек — 11­летней Мали и 7­летней Наташи­Саши (некоторые издания утверждают, что младшенькую супруги назвали то ли в честь жены Пушкина Натальи Гончаровой, то ли в честь самого Александра Сергеевича).

Статус статусом, но визит президента США в Москву был плотно нашпигован и символическими, и протокольными, и деловыми, и неофициальными мероприятиями. Посещение Могилы Неизвестного cолдата как символический акт признания решающей роли Советского Союза (который в США и тогда называли Россией) в победе над фашизмом и официальная церемония встречи «дорогого гостя» в роскошных палатах Кремля плавно перетекли в ужин с семейством Медведевых и плотный завтрак у самовара с премьером Путиным. Затем были выступление перед московскими студентами, участие в диалоге деловых кругов обеих стран, встреча с оппозицией, как парламентской, так и непарламентской… Ну и, конечно, обсуждение основных американо­российских проблем, скопившихся не только со времен Джорджа Буша­младшего, но и с эпохи СССР, когда нашу страну в Америке величали не иначе, как «империя зла». Впрочем, обо всем по порядку.

Начать, видимо, надо с предыстории. Известно, что Барак Обама и Дмитрий Медведев в качестве президентов своих стран уже встречались на апрельском саммите в Лондоне и провели с глазу на глаз около часа, после чего вышли к прессе и заявили о необходимости «перезагрузки» американо­российских отношений. Однако прямо перед приездом в Россию Обама решил покритиковать Владимира Путина. В интервью Associated Press он заявил, что у премьер­министра России подходы к американо­российским отношениям, как во времена «холодной войны», а данная тактика давно устарела. Путин, по словам Обамы, «одной ногой опирается на старые методы ведения дел, а второй — на новые». Для сравнения, президента Дмитрия Медведева его американский коллега назвал «прогрессивным человеком». То есть почти прямо дал понять, кто из двух российских лидеров ему милее. Российский премьер отреагировал немедленно. Он заявил журналистам, что «в раскорячку стоять не умеет».

Переговоры двух президентов прошли в зале ордена Святой Екатерины Большого Кремлевского дворца. «Мы благодарим Вас, господин президент, и весь российский народ за приглашение в Россию», — сказал в начале встречи Барак Обама. Дмитрий Медведев в свою очередь заметил, что сама погода располагает к такому общению: «На улице прохладно, так что есть возможность поработать как следует». «Действительно, уж лучше быть внутри здания», — согласился Барак Обама. Он вспомнил, что когда был в Москве первый раз, четыре года назад, температура в российской столице была около плюс 27 градусов. Разговор с глазу на глаз, на который было отведено полчаса, в итоге продлился почти полтора часа. Затем переговоры продолжились в составе делегаций двух стран. Шесть часов, проведенные Обамой в Кремле, завершились совместной с Медведевым пресс­конференцией, на которой главы государств объявили о создании двусторонней российско­американской Президентской комиссии. О желании создать некий постоянно действующий консультативный орган Медведев и Обама сказали еще после первой своей встречи в Лондоне. Многие эксперты тогда предположили, что по аналогии с некогда действовавшей комиссией «Гор — Черномырдин» будет создаваться комиссия «Байден (вице­президент США) — Путин», а в преддверии московского саммита выражали разочарование тем, что видимого прогресса в этом не было. Но оказалось, что президенты Медведев и Обама просто намерены сами контролировать развитие двусторонних отношений. И, судя по всему, согласование будущей деятельности комиссии в преддверии визита шло весьма активно. В частности, объявлено, что в рамках комиссии будет 13 рабочих групп практически по всем возможным направлениям сотрудниче­ства — от ядерной безопасности и космоса до развития деловых связей, гражданского общества и образовательных обменов. Назначив себя сопредседателями комиссии, Медведев и Обама поручили координировать ее работу министру ино­странных дел Сергею Лаврову и госсекретарю Хиллари Клинтон. Таким образом, Владимир Путин оказался за скобками данного процесса.

А процесс пошел: подписанные после переговоров документы подтверждают, что в первую очередь «перезагрузка» пойдет по линии проблем безопасности. Во­первых, Россия предоставляет Соединенным Штатам возможность транзита военных грузов через свою территорию в Афганистан. Во­вторых, в специальном документе определены параметры сокращения ядерных вооружений, в рамках которых будут идти дальнейшие переговоры: 500 — 1100 единиц стратегических носителей и в пределах 1500 — 1675 единиц связанных с ними боезарядов через семь лет после вступления в силу нового договора об СНВ. Еще один важный момент: будущий договор должен содержать «положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений». Это, судя по всему, главный компромисс, отражающий проявление политической воли со стороны прежде всего Барака Обамы, но именно выполнимость этого компромисса и предстоит проверить на практике. Россия, несомненно, будет твердо трактовать этот пункт как увязку обсуждения вопроса о развертывании элементов американской ПРО в Восточной Европе с подготовкой договора об СНВ. «Еще некоторое время назад по этому поводу у нас были сплошные разногласия. Сейчас эта взаимосвязь констатируется, и это открывает возможность к тому, чтобы двигаться в сближении позиций друг друга», — сказал на пресс­конференции Дмитрий Медведев. Обама был более осторожен в этом вопросе. «Нет, с нашей точки зрения, такого сценария, в котором какая­либо система ПРО позволит защититься от могучего российского арсенала, — польстил он. — И в этом смысле мы не думали, что имело бы смысл увязывать дискуссии о ракетных системах, которые касаются совершенно другой угрозы, с тем огромным потенциалом, который есть у России». Но американский президент напомнил, что проводит сейчас «детальный обзор» наследия Джорджа Буша в этой сфере. «Эта работа закончится в конце лета. И я сказал президенту Медведеву, что как только мы закончим этот обзор, мы предоставим российскому правительству нашу оценку о том, что, по нашему мнению, нам следует сделать в будущем».

Вечером в понедельник Барак и Мишель Обама приехали в Горки, где их уже по­семейному встречали Дмитрий и Светлана Медведевы. Российский президент подарил Мишель Обаме букет цветов, познакомил гостей с котом Дорофеем. А уже после ужина супружеские пары прогулялись по территории резиденции.

Гораздо подробнее описывается в СМИ завтрак Барака Обамы с Владимиром Путиным. Несмотря на вышеупомянутую перепалку накануне визита, премьер проявил госте­приимство, угощая президента США «настоящим русским ланчем»: копченой белугой с оладьями, яйцами с черной икрой, пельменями из перепелки. На сладкое в меню значился кисель из вишни с мороженым из домашней сметаны. Дополнял церемонию самоварщик в красной косоворотке, который раздувал самовар сапогом. Завтрак Обаме, по всей видимости, пришелся по душе, так как он не только проговорил с Путиным два часа подряд, но и сделал несколько приятных для российского руководства заявлений. Как рассказал после встречи бывший посол России в США, ныне зам. главы аппарата правительства России Юрий Ушаков, общение проходило в «философском, концептуальном ключе», без излишних деталей, но «с акцентом на то, как избежать ошибок, которые были в предыдущие восемь лет». Путин несколько раз в ходе переговоров жаловался американскому президенту на его предшественника Джорджа Буша, при котором российско­американские отношения «давали сбои», и объяснял, что с Обамой Москва связывает особые надежды.

Американская пресса отмечает, что вообще­то протокол не обязывал американского президента встречаться с российским премьером, однако Белый дом не может не считаться с крайней влиятельностью Владимира Путина в России.

Из Ново­Огарево Барак Обама отправился в Гостиный двор, где выступил с речью перед выпускниками Российской экономической школы. Американский президент предложил отказаться от стереотипов при выстраивании новых двусторонних отношений. «Необходимо думать о том, какое будущее можно будет построить, отказавшись от старых барьеров и подозрений», — заявил он. «Будущее не принадлежит тем, кто собирает армии на полях сражений и зарывает в землю ракеты, а тем людям, у которых есть образование, воображение и креативность. Именно это источник власти и силы в нашем столетии», — объяснил Обама. Президент также заметил, что «у каждой страны свой путь, и Россия, как мощная река, прошла по истории, оставив в ней свой след». Вся речь Обамы была крайне миролюбивой. Он высказался против того, чтобы Россия и США демонизировали друг друга и чтобы мир делился на блоки. По его словам, «прошли те дни, когда империи относились к другим странам, как к фигурам на шахматной доске». Иногда казалось, что американский президент буквально повторяет тезисы, произнесенные два года назад Владимиром Путиным еще в Мюнхене. Выступление президента США закончилось аплодисментами.

А вот российскую оппозицию (системную и несистемную), встреча с которой является святой обязанностью почти всех американских президентов, посещавших Москву, Барак Обама явно озадачил. Он почти не слушал жалобы Гарри Каспарова, слабо реагировал на страстную речь Геннадия Зюганова. А когда по ходу разговора получил от дочерей записку: «Папа, мы очень хотим есть», то показал ее и сказал, что пора прощаться.

Сергей Бегляк
№122(22532)
10.07.2009

Источник: Газета «Речь»