11 июля 2009 года. 10:30

На птичьих правах

Соседский конфликт поставил на грань выживания уникальное птицеводче­ское хозяйство
Примерно в двух десятках километров от Череповца, рядом с деревней Мостовая, разгорелся нешуточный конфликт. Его жертвой может стать частное хозяйство, где выращиваются редкие породы птиц. Бывший городской житель Андрей Зуев с нуля поднял мини­ферму, занялся селекцией и уже готовился принимать столичных гостей для обмена опытом, как вдруг в дело вмешался сосед. Сначала он самовольно оставил хозяйство без электричества, срезав провода, а затем разослал заявления в различные инстанции с требованием проверить, насколько все в порядке у г­на Зуева. Теперь крестьянин вместо выведения новой породы птицы встречает бесконечных ревизоров.

Череповецкого фермера, своими руками поднявшего хозяй­ство по разведению редких пород птиц, замучило административное давление… со стороны соседа. Едкий пенсионер, желающий избавиться от индоуток и перепелов за забором, насылает на крестьянина многочисленные проверки. Инспектора нарушений не находят. Но фермер потерял покой: вместо выведения новых пород кур теперь он все время тратит на общение с ревизорами. «Вроде государ­ство нам только помощь обещает и на самом деле помогает. Но столкнулся с тем, что не чиновники меня замучили, а всего один человек!» — расстраивается сельский житель.

Решение перебраться из Череповца в сельскую местность металлург по образованию Андрей Зуев принял в начале 2000­х годов. Вместе с женой обосновался рядом с деревней Мостовая Череповецкого района, увлекся сельским хозяйством, о городской жизни забыл и думать.

— У нас с женой тут все болезни прошли, — признается фермер. — Раньше у меня изжога такая была, что даже кашу есть не мог, а теперь и следа от нее не осталось.

На огороде череповчанина растут только натуральные продукты, их он выращивает, не используя химикаты. Рядом с домом — множество деревянных клеток с живностью. Здесь содержатся диковинные в нашей местности индоутки (их мясо считается диетическим и очень полезно), перепела и племенные курицы. Слава о хозяйстве идет по окрестностям и даже за пределами Вологодской области. Недавно его владелец получил предложение от московской фирмы, пожелавшей возить к нему европейских фермеров для обмена опытом. Обмениваться есть чем: Андрей Зуев не только выращивает птиц, но и сам селекционирует новые породы, сотрудничая с двумя профильными научными институтами. Предложения о продаже домашнего хозяй­ства, которые по­ступали неоднократно, с уверенностью отвергает:

— Как я его продам? Столько сил вложено!

Проблемы у фермера начались этим летом, в конце июня.

Однажды в доме внезапно погас свет. Встревоженные хозяева вышли на улицу выяснить, что случилось. Оказалось, что провода обрезал их сосед — мол, мешает птицеферма всем, убирайтесь из деревни. Вызванные электрики за два часа восстановили линию. Примерно через три дня свет вновь отключился. Предприимчивый сосед на этот раз искромсал кабель и при помощи крана ликвидировал несколько железобетонных опор, стоявших на его участке. Как утверждают очевидцы, приехавших устранить неполадки монтеров пенсионер встретил с топором в руках. Энергетикам пришлось прокладывать линию в обход его территории.

— В первый раз у меня погибли 17 перепелят, во второй — уже около трехсот, — подсчитывает Андрей Зуев убытки. — Им нужен особый температурный режим, они чувствительные очень. Молодняк первую неделю живет при температуре в помещении ровно 36 градусов. Естественно, температуру у меня поддерживает электрическое оборудование. Как только оно отключилось, птица погибла. Второй раз специалисты из «Вологдаэнерго» быстро сработали, подключили меня за один день в обход соседа, я даже удивился. Но уже поздно было. Материальный ущерб, может быть, и не слишком большой — одно яичко стоит от 10 до 12 руб., а цыпленок примерно 30 рублей, — но не в этом дело. Этот человек уже двух соседей выжил, а у них даже хозяйства никакого не было, теперь вот за меня взялся. Мы несколько лет вроде нормально жили, и вдруг началось что­то непонятное. Пишет на меня заявления во все инстанции, одна за другой идут проверки. У меня времени на них просто нет, сельское хозяйство ведь очень большой отдачи требует. А я вместо ремонта клеток встречаю очередную инспекцию. Только санитарные врачи ушли, как участковый идет…

В момент визита корреспондента «Речи» дом и участок соседа оказались закрыты на замки. По словам дачников, пенсионер приезжает обычно всего на пару дней. Местные жители уверяют, что им мини­ферма не доставляет особых хлопот. Но под заявлением в одну из надзорных инстанций стоит аж 17 подписей, при том, что участок с хозяйством граничит максимум с тремя­четырьмя соседями.

— Мы выходили с проверкой, никаких особых нарушений не нашли, — рассказывает руководитель территориального отдела Роспотребнадзора Игорь Мясников. — В жалобе говорится о «невыносимых условиях проживания». Якобы этот фермер вырубил лес вдоль дороги Череповец — Белозерск, из­за него расплодились грызуны, вода в колодцах приобрела посторонний запах, а сами загоны для птицы расположены всего в пяти метрах от соседского участка. Вырубки деревьев мы не обнаружили (вырублена лишь часть кустарника), загоны стоят гораздо дальше пяти метров, речи о «тысячах голов птицы» не идет, разве что о сотнях. Грызунов мы также не нашли, вода в колодцах чистая, сами владельцы этого хозяйства ее пьют. Проверка проводилась с санкции природоохранной прокуратуры, куда мы теперь и отправим акт о ее результатах. Сам владелец хозяйства этот акт подписал. Бывает, что жалуются необоснованно, это, как правило, единичные случаи. Сейчас вообще жаловаться стали реже, видимо, начали опасаться, что по всем жалобам работа теперь ведется вместе с прокуратурой.

Как утверждает Андрей Зуев, не нашли серьезных нарушений пока и другие контролеры. По факту самовольного демонтажа электролинии «Вологдаэнерго» направило заявление в правоохранительные органы. Как сообщили «Речи» в РОВД Череповецкого района, в возбуждении уголовного дела по этому факту было отказано за незначительностью нанесенного ущерба, но энергетики могут взыскать этот ущерб в судебном порядке.

— У него стоит цель — уничтожить нас, и все, — переживает Андрей Зуев. — Он продолжает везде писать заявления.

— Ответственность за заведомо необоснованное обращение в различные контролирующие органы предусмотрена законом «О порядке рассмотрения обращений и заявлений граждан», но на практике этот пункт закона очень тяжело применить, — объясняет зам. прокурора Череповца Александр Журавлев. — Как гласит закон, контролирующий орган может через суд взыскать с гражданина свои затраты, понесенные при рассмотрении необо­снованного обращения. Это, например, расходы на выезд, работу специалистов. Но во­первых, непонятно, как рассчитывать эти затраты, а во­вторых, требуется доказать, что гражданин умышленно сообщил ложные сведения. Он ведь может считать, что указал в заявлении действительные факты. Случаев взыскания расходов в рамках этого закона в Череповце я не припомню. Теоретически фермер может обратиться в правоохранительные органы с требованием квалифицировать дело по ст. 129 УК РФ «Клевета», но речь в этой статье идет опять же о заведомо ложном обвинении в чем­либо. Вновь возникает проблема, как доказать признак заведомости. Наиболее реальный путь в этой ситуации — если фермер подаст в суд гражданский иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Сам Андрей Зуев в тонкостях закона не силен и хочет тратить свое время не на поездки по судам, а на селекцию новой породы кур. Владелец хозяйства занят выведением разновидности фавероли — породы кур мясо­яичного направления.

— В чистом виде фавероль в наших условиях не адаптируется, а через другие породы адаптация идет нормально, — с увлечением рассказывает фермер. — Только мне теперь не до этого. Вчера вот из ОБЭП звонили, приглашали на беседу. Говорят, заявление к ним поступило на меня…

Комментирует адвокат Василий Носов:

— Первый вариант, который может реализовать фермер в этой ситуации, — обратиться в суд с иском о защите чести и достоин­ства в порядке ст. 151 — 152 и 1099 — 1101 Гражданского кодекса РФ. Истец может потребовать компенсации морального вреда: например, из­за бесконечных проверок он потерял много времени, вынужден ездить по различным инстанциям или вовсе заболел. Во­вторых, если человек сообщает заведомо ложные сведения в правоохранительные органы и требует привлечения другого человека именно к уголовной ответственности, то вступает в действие понятие заведомо ложного доноса. Если орган внутренних дел в ходе проверки заявления выяснит, что на самом деле попавший под подозрение человек ни в чем не виноват, то заявитель может быть привлечен к уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Если же заявитель обращается в другие инстанции, не связанные с правоохранительными органами, например, в администрацию или налоговую инспекцию и также сообщает заведомо ложную информацию, то такое дело квалифицируется уже по ст. 129 УК РФ «Клевета». Возбуждается такое дело по заявлению потерпевшей стороны в милицию. Подобные дела относятся к делам частного обвинения и в итоге рассматриваются мировым судом. Предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы. То есть в случае, который описан в статье, пострадавший может либо разрешить ситуацию в порядке гражданского судопроизводства, либо попытаться добиться возбуждения уголовного дела и уже в рамках уголовного производства предъявить гражданский иск о возмещении морального вреда. Такие дела редко, но слушаются в мировом суде.

Андрей Ненастьев
№122(22532)
10.07.2009

Источник: Газета «Речь»