8 июля 2009 года. 19:03

Посещали ли инопланетяне Вологодчину?

В орнаменте вологодского полотенца нашли следы внеземных цивилизаций
К такому выводу пришел один вологодский историк­любитель, который проанализировал традиционный северно­русский орнамент полотенца. Его выводами заинтересовалась программа телеканала НТВ «Главный герой». Последний ее выпуск вышел с обширным сюжетом, в котором было показано и пресловутое полотенце: с ткани смотрело существо в юбке с квадратной головой и волосами, очень напоминающими антенны. «Речь» обратилась за комментариями к специалистам. Их вердикт: «Нет ничего невозможного».

В свое время похожие на вологодских существа ученые встречали в египетских пирамидах и пещерах с наскальной живописью. Эксперты, опрошенные «Главным героем», пришли к выводу, что в незапамятные времена Вологодчину действительно могли посещать гости из космоса, которых доверчивые аборигены тут же поместили на узоры в виде божества.

«Речь» попросила череповецкого специалиста Наталью Лопатенко прокомментировать вышесказанное. К удивлению корреспондента, искусствовед и один из самых известных специалистов по традиционному русскому ткачеству, не только не назвала сюжет «чушью собачьей», но даже нашла в нем рациональное зерно. По ее словам, ткачи — самые настоящие летописцы, надо только уметь читать их произведения. «Каждый человек имеет право на свою трактовку, — считает Наталья Михайловна, — но признаюсь, что с таким прочтением узоров северного русского орнамента сталкиваюсь впервые. Узоры на одежде и других предметах действительно очень древние — им несколько тысяч лет. Ценность этого языка, которым с нами говорят наши предки, в том, что он практически не поменялся с древнейших времен. В точности мы этого языка не понимаем, мы можем только предполагать. А посему нельзя исключать, что самая парадоксальная версия может содержать рациональное звено. В орнаменте человекообразные рисунки довольно редки — в основном узоры состоят из ромбов и крестов с разнообразными отростками. В виде женщин нередко изображали природу или божество, чаще всего вместе с конями или с древом жизни. Богини, как правило, изображались рожающими — треугольники рядом с богиней говорят о том, что жизнь вечна. Наличие квадратной головы в данном случае не удивляет, ведь чисто технологически круг выткать довольно тяжело — ромб или квадрат легче и удобнее. Это такая доля условности — для древней мастерицы ромб и круг очень близкие фигуры».

Нет, конечно, было бы неправильно считать каждую деревенскую ткачиху носителем тайного знания, которое она переносила на рубаху или скатерть. Те или иные мотивы неизвестным образом попадали в традицию, после чего автоматически копировались многими поколениями мастеров, которые не интересовались символическим значением ромбов, коней и квадратноголовых женщин. «Особенное значение несут узоры на одежде. Для наших предков одежда — это оберег. Исходя из этого располагались и орнаменты — на вороте, на концах рукавов, снизу у юбки и так далее. Древний человек верил, что, надев такую одежду, защитит себя от нечистой силы».

Сергей Виноградов
№121(22531)
09.07.2009

Источник: Газета «Речь»