1 июля 2009 года. 15:11

Война перевозчиков

Около десятка автобусов расстреляны из различного оружия за последние дни. Владельцы машин уверены: идет конкурентная война
В ночь с понедельника на вторник на частной стоянке по ул. Боршодской, предположительно из пневматического оружия, расстреляны шесть автобусов. Наиболее дорогостоящий автобус (туристического класса) злоумышленники попытались сжечь. Немногим ранее при похожих обстоятельствах расстреляны еще несколько рейсовых автобусов. В салоне одного из них милиционеры обнаружили две пули от травматического пистолета. Хозяева машин уверяют, что им известно имя заказчика дерзких преступлений, а также мотивы его поступков.

Предприниматель Анатолий Смирнов, занимающийся перевозками в том числе на городских маршрутах, вчера весь день подсчитывал ущерб. Рано утром на стоянке бизнесмен обнаружил четыре своих автобуса с расстрелянными стеклами. На машине туристического класса помимо этого видны следы пожара, рядом валяется канистра с приспособленным к ней фитилем. Забор с колючей проволокой злоумышленников не остановил — автобусы стоят вплотную к ограждению. Пострадали и еще два автобуса, которые находились на той же парковке, но принадлежат другому владельцу.

— Стреляли, по всей видимости, из пневматического оружия со стороны дороги, — рассказывает Анатолий Смирнов. — Всего на моих автобусах разбито девять стекол, каждое стоит примерно 30 тыс. рублей. Пожара чудом удалось избежать, огонь, видимо, не разгорелся и потух. Я такой не один. Мы с предпринимателями собрались и пришли к выводу, что есть у нас в городе один «отмороженный» товарищ, который все это может делать.

Машины предпринимателя Николая Орлова расстреливали среди бела дня, пока автобусы оставались без присмотра во время обеденного перерыва водителей. Последний случай произошел 28 июня в 10.30. Почти новая «Скания» 31­го маршрута, припаркованная на ул. Архангельской, лишилась двух стеклопакетов.

— Я 13 лет отработал, мне все только спасибо говорили, а тут такое, — переживает Николай Орлов. — Стекло на этот автобус стоит порядка 100 тыс. рублей, страховки нет. Завтра погоним машину в Ярославль на ремонт, два дня будет простаивать. Ладно бы старые машины расстреливали, так нет — три новые «Скании» пострадали у меня. В салоне две такие здоровые пули нашли, вроде бы от пистолета «Оса». Я никому не мог дорогу перейти, мои автобусы на маршрутах никому не мешают. Но мы, пострадавшие, предполагаем, что виноват один конкретный человек. Это конкуренция. Его автобусы убирают с маршрутов из­за плохого состояния техники, вот он и мстит всем.

Общее число расстрелянных автобусов приближается к двум десяткам, а количество пострадавших в разное время предпринимателей составляет пять человек. В основном транспорт атакуют во время ночной стоянки на базах или днем при остановке в городе на длительное время. А полтора месяца назад машина попала под обстрел прямо на маршруте, когда в салоне находились пассажиры.

Владельцы автобусов настаивают на своей версии и имя предполагаемого заказчика преступлений назвали в милиции. По словам перевозчиков, есть и причина — этого человека постепенно заставляют уходить с прибыльных маршрутов, так как техническое состояние его машин находится в плачевном состоянии — постоянно происходят сбои в движении, жалуются пассажиры.

— Его автобусы снимают с напряженных маршрутов не потому, что кому­то так захотелось, а потому, что они просто не могут на них работать из­за износа, — на правах анонимности поделился мнением один из перевозчиков. — Нужно было парк вовремя обновлять; другие влезают в кредиты, работают над качеством перевозок.

Подтвердить или опровергнуть предположения пострадавших транспортников предстоит следствию. Случившееся квалифицировано по статье «Хулиганство», расследованием помимо милиционеров занимаются пожарные дознаватели, так как в последнем случае имела место попытка поджога.

— Такое на моей памяти было неоднократно, но раньше такие происшествия совершались хулиганами, с бизнесом это было никак не связано, — высказывает мнение Владимир Назарков, руководитель предприятия «Новотранс», с которым некоторые из пострадавших предпринимателей работают по договору. — На самом деле причин для таких действий в отношении предпринимателей нет. Ну, вывел кто­то таким образом один автобус из действия на день­два, — вместо него пойдет другой автобус. Окончательное слово, конечно, за органами следствия, но мне кажется более вероятной версия обычного хулиганства.

Косвенно в пользу версии о конкурентной войне говорит и тот факт, что в условиях кризиса, по словам самих же перевозчиков, обострилась борьба за пассажиров, ведь выручка у всех транспортников упала в разы. Но в то же время большинство предпринимателей, чьи автобусы стали жертвами обстрела, работают на своих маршрутах значительное время и никогда не были замечены в агрессивном «выдавливании» конкурентов.

Возможно также, что серия преступлений определенным образом связана со случившимся 19 июня пожаром на автобусной стоянке на ул. Гоголя: тогда сгорели три автобуса «Скания». В салонах нашли кирпичи, которыми злоумышленники воспользовались для того, чтобы разбить стекла и бросить внутрь емкость с горючей жидкостью. Неизвестные стрелки активизировались именно после этого случая.

Но существует и еще одна, более банальная причина, по которой могли произойти описанные выше события, — прошедший на прошлых выходных День молодежи.

— 28­го июня во время праздника у нас пострадали два автобуса, — рассказывает зам. директора автоколонны №1456 по эксплуатации Любовь Логинова. — В первый трое подростков бросили бутылку во время остановки, разбилось стекло. Они сразу разбежались, найти их не удалось. Автобус направлялся как раз к Ледовому дворцу, где шли гуляния. Второй случай произошел у трамвайного парка на ул. Олимпийский. Автобус 13­го маршрута разворачивался, вдруг водитель услышал хлопок, потом разбилось стекло. Предположительно, стреляли из пневматики. Я думаю, это обычное хулиганство.

Сейчас группа частных перевозчиков намерена подготовить обращение в прокуратуру с требованием объективно разобраться в истинных мотивах происходящих в Череповце событий.

Андрей Ненастьев
№115(22525)
01.07.2009

Источник: Газета «Речь»