30 июня 2009 года. 15:11

Народные избранники: вчера и сегодня

Череповецкой городской Думе исполняется 15 лет. За эти годы череповчане семь раз на выборах голосовали за депутатов, которые будут представлять их интересы, интересы их округа в городской Думе. 15 лет — это становление не только представительной ветви власти в Череповце, но это и в целом становление местного самоуправления в России. Как проходил этот процесс в нашем городе, какие важные для жителей города решения принимали народные избранники, как их деятельность влияет на жизнь каждого горожанина — об этом в интервью с председателем город­ской Думы Александрой Петровной Баданиной.
— Александра Петровна, назовите самые важные, принципиальные вехи в становлении местного самоуправления, самые важные для жизни города решения, которые принимали депутаты разных созывов.

— В начале 90­х годов вышли законы на федеральном и региональном уровнях об организации местного самоуправления в Российской Федерации.

8 июня 1994 года в Череповце состоялись первые выборы по новому законодательству. Избрано 9 депутатов по 9 округам.

Это были тяжелейшие 90­е годы. Слом привычного строя, развал Советского Союза, только что принята новая Конституция, которая закрепила понятие местного самоуправления как самостоятельного института власти. Нужно было решать, как организовать работу, как построить взаимодействие с исполнительной властью — мэрией. Люди в Думу пришли разных убеждений: и демократы, и коммунисты. Но к чести депутатов, надо сказать, несмотря на несходство политических взглядов, ими двигало желание служить на пользу родного города. Самое главное, они разработали и приняли первые основополагающие нормативные акты: об организационных основах городского самоуправления в городе Череповце, о приеме граждан депутатами городской Думы, Устав города Череповца (1995 г.).

Следующий, второй состав, 1996 — 1998 годы. Состоялись довыборы, состав Думы увеличился до 18 человек. Именно этому составу пришлось делать все, чтобы снять социальную напряженность в городе. Это были годы, когда педагоги не получали заработную плату в течение полугодия. Шли учительские забастовки с требованиями выплатить деньги. Депутаты выходили в коллективы: в школы, в муниципальные учреждения, на предприятия. Объясняли ситуацию. Денег в бюджете просто не было. Были взаимозачеты, расчеты по бартеру, по дисконту, а живых денег нет. В то время большую помощь городу оказало наше градообразующее предприятие ОАО «Север­сталь». Несмотря на тяжелейшие проблемы с выплатой зарплаты рабочим, руководство ОАО «Северсталь» нашло возможность направить средства в городской бюджет с тем, чтобы погасить все долги перед бюджетниками. Что касается нормотворческой деятельности, этот состав решал вопросы формирования нормативной базы городского самоуправления, организации работы комиссий городской Думы.

Депутатам пришлось принимать стратегически важное для Череповца решение о расходовании субзаймов Международного банка реконструкции и развития на реформирование жилищно­коммунального хозяйства города и транспорта. Ситуация с системой водоснабжения требовала немедленного вмешательства. Коммуникации были на 60 — 70 % изношены. Люди на остановках стояли по полчаса и более. Конечно, избиратели просто атаковали депутатов, жалуясь на отсутствие воды, проблемы с транспортом. Поэтому жилищный кредит на 32 миллиона долларов и транспортный на 10 миллионов долларов были очень важны. Ранее депутаты и исполнительная власть приняли непростое решение о субзайме, так как кредиты потом нужно будет возвращать из городской казны десятилетиями и платить проценты. Жесткие были споры: брать или не брать. И с исполнительной властью, и между депутатами. И все­таки ради стратегии развития города депутаты приняли решение: да, субзайм брать надо. Проблемы на сегодняшний день решены. Мы этого не замечаем, просто привыкли, многие забыли.

Третий состав — 1998 — 2000 годы. 1999 год — год формирования контрольной палаты городской Думы. Городская Дума получила возможность проверять расходование средств городского бюджета, что было очень важно в тех кризисных условиях.

Происходит полное разделение ветвей власти на представительную и исполнительную. Дума становится самостоятельным юридическим лицом.

К этому времени уже работали два федеральных закона: 1995 года «Об основных принципах организации мест­ного самоуправления в Россий­ской Федерации» и 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

С 2001 года работает четвертый состав. В городе реформируется жилищно­коммунальное хозяйство. А день­ги нужны и на другие цели. Поэтому начались дебаты о том, что население должно оплачивать жилищно­коммунальные услуги стопроцентно. Решение, как это принято говорить, непопулярное, но нужно сказать, что в Череповце, а потом и по всей Вологодской области ввели 10 % от совокупного дохода семьи по оплате услуг ЖКХ. И этот момент многие вопросы социальной напряженности снял. Кстати, именно в это время депутатами принималось много решений о поддержке отдельных категорий населения за счет средств городского бюджета, таких категорий было 24.

И эта поддержка продолжалась до 2008 года.

Если в 2000 году на эти цели выделялось 42 млн руб., то к 2008 году эта сумма выросла до 140 млн руб. в год.

Пятый и шестой составы Думы работали в условиях реформирования системы местного самоуправления, началась подготовка, а затем и реализация нового федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Необходимо было принять свыше 70 новых правовых нормативных актов о местном самоуправлении. А всю существующую базу — огромное количество решений, постановлений городской Думы — проконтролировать, пересмотреть, привести в соответствие с федеральным законом. Это большая и важная работа. Кроме того, принят в новой редакции Устав города.

В седьмой состав Думы избрано уже 27 депутатов. Сформированы пять комиссий. Самое главное — появляется коллегия городской Думы, на ее обсуждение выносятся наиболее важные, проблемные вопросы, с которыми жители города обращаются к своим депутатам. Выработанное на коллегии решение затем выносится на заседание Думы.

— Александра Петровна, мы с Вами говорили о том, что депутаты принимают решения, которые способствуют развитию города. Но есть решения стратегические, а есть решения, близкие, понятные и видные людям города. Назовите, пожалуйста, за финансирование каких объектов голосовали депутаты в последние годы?

— В 2000 году бюджет Череповца был не очень благополучный. Встал вопрос — строить 14 школу или нет. Школа очень нужна была. За Шексной дети учились в три смены. Обсуждений, раздумий много, какие статьи расходов придется подужать. Но решение принято, и 40 миллионов рублей на школу выделили. Школа работает. Или, например, здание загса — бывшая Мариинская гимназия — было в запущенном состоянии. Когда депутаты пошли посмотреть на нее, увидели страшную картину. Единогласно решили, что деньги необходимо выделить. Посмотрите, какой дворец получился!

И многое в городе построено за какие­то семь­восемь лет: городской архив, здание Центра боевых искусств, здание Пенсионного фонда, волейбольный центр, Ледовый дворец, отреставрированы Камерный театр и Дворец культуры «Строитель». Памятник строителям, памятник Милютину, площадь Химиков, площадь Милютина, Дом­музей И.А.Милютина — за финансирование всех этих работ голосовали депутаты. И это все останется череповчанам на многие и многие годы. И дома, по­строенные по программе «Переселение из ветхого и аварийного фонда», также останутся людям.

— Скажите, а все эти решения принимаются единогласно, или депутаты спорят о целесообразности выделения средств?

— Иногда единогласно, иногда спорят. Например, разгорелся спор, где строить поликлинику. Депутаты­медики настаивали — за Шексной, а другие депутаты говорили — в Индустриальном районе. Потому что было много обращений в городскую Думу и главврачей, и жителей Череповца, медицинской общественности, что невозможно работать в детской поликлинике на ул. Комарова, а взрослая — на ул. Милютина — требовала капительного ремонта. Кстати, не только между депутатами дискуссия была. Исполнительная власть — мэрия также была за строительство за Шексной. Но депутаты настояли, что строить надо в центре города в первую очередь. Стройка идет быстрыми темпами. И это могут видеть все горожане.

— А как пожелания избирателей влияют на решения, которые принимают депутаты?

— Приведу только один пример, как появилась целевая программа по развитию детского хоккея и футбола в городе. Пришел ко мне на прием в моем округе тренер — общественник Валерий Богомолов: «Есть дети в нашем дворе на Беляева, 51, они хотят заниматься хоккеем. Помогите сделать хоккейную площадку во дворе, Вы — наш депутат, Вы обязаны помочь». Я обращаюсь к В.Л. Крохотину на ОАО «Северсталь» за помощью: «Помогите, пожалуйста». Привозят две машины шлака, вначале ровняем площадку. Обращаюсь в МУП «Теплоэнергия»: «Помогите, пожалуйста». Они помогают с ограждениями. В хоккейный клуб обращаюсь: «Дайте сетки на ворота». Детские спортивные площадки оказались очень востребованными. Заложили деньги в бюджет и начали строить площадки на ул. Краснодонцев, Монт­Клер… На сегодняшний день в Череповце 19 площадок. Возродили «Золотую шайбу». Наши череповецкие дворовые команды принимали участие в областных и российских соревнованиях. И занимали призовые места. Сегодня возрожден и «Кожаный мяч». У нас в городе около 30 детских футбольных дворовых команд. Вся эта работа финансировалась из городского бюджета как целевая программа. А таких программ у нас в Череповце было 65.

— Как работается депутатам сейчас, в условиях кризиса, когда городская казна значительно «похудела»?

— Последние годы депутаты Череповецкой городской Думы принимали решения сверх обязательств город­ского бюджета, потому что бюджет это позволял. Есть обязательные платежи — это выплата заработной платы бюджетникам, это медикаменты, лечение в больницах, ремонт дорог и т.д. Но при наличии финансовых средств разрешается представительному органу власти принимать решения по улучшению качества жизни жителей муниципального образования. За предыдущие годы было принято около 30 таких решений.

Имеются в виду социальные доплаты, социальная поддержка. Она оказывалась врачам, учителям, социальным работникам, библиотекарям, музейным работникам, воспитателям детских садов, ветеранам разных категорий. Напоминаю, что и оплата услуг ЖКХ части населения финансировалась из городского бюджета. По федеральному стандарту плата за услуги ЖКХ не должна превышать 22 % от совокупного дохода семьи, по принятому в Череповце стандарту — не выше 10 %. Оставшиеся до федерального стандарта 12 % вносил городской бюджет. Это было первое, от чего пришлось отказаться в условиях кризиса. Второе — приостановлено действие решения городской Думы о социальной поддержке учителей, врачей, всей бюджетной сфере одновременно. Мы были вынуждены ввести еще ряд ограничений по социальной поддержке. К сожалению, приходится принимать и такие тяжелые, непопулярные решения. Конечно, приятнее обсуждать и голосовать за то, что улучшает качество жизни горожан и способствует развитию Череповца, но надо осознавать, что денег сегодня в бюджете мало, а город должен стабильно функционировать, чтобы вы­жить в нынешних кризисных условиях.

Елена Бегляк, главный редактор газеты «Речь»
№114(22524)
30.06.2009

Источник: Газета «Речь»