Должен ли студент подрабатывать?
В Череповце проходят выпускные балы — школьные, училищные, вузовские. Многие из вчерашних школьников скоро станут студентами или учащимися, а вчерашние студенты — молодыми специалистами. Для многих встанет вопрос — зарабатывать на жизнь или усердно учиться? Мнения на этот счет у взрослых расходятся. Одни утверждают: ни в коем случае не работать, поскольку студент должен учиться, иначе крепких знаний от него не жди. Другие считают, что чем раньше студент начнет подрабатывать, тем скорее адаптируется к самостоятельной жизни, быстрее найдет работу, получив диплом. Правда, есть оговорка: подрабатывать не столько ради денег, а ради дела. Так должен ли студент работать? Свое мнение высказывают…
Сергей ИЛЬИН, директор школы № 11:
— На первом, втором курсе, когда идет становление студента как такового, когда преподают основные предметы, я считаю недопустимо, чтобы студент работал. А начиная с третьего, четвертого курса, когда пойдет специализация, защита курсовых, студент должен подрабатывать, на мой взгляд. Но по тем профессиям, которые ближе к его специальности по институту. Не то что продавцом на рынке или дворником, его подработка должна быть связана с его будущей специализацией. К примеру, почему бы будущему инженеру не подработать рабочим на предприятии после института во второй половине дня. Другой вопрос — студентов в связи с экономическим кризисом работодатели неохотно берут. К слову, сейчас в городе идет очень хорошая кампания по созданию рабочих мест под общественные работы, стажировки. Я считаю, эти стажировки нужно начинать даже не после пятого курса, когда ребенок окончил вуз, а начинать с четвертого курса, чтобы студент три месяца поработал на предприятии, получил деньги, осмотрелся. Такому человеку будет легче адаптироваться во взрослой жизни.
Светлана РОМАНОВА, директор МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом № 3»:
— Студент должен подрабатывать. Если студент намерен в будущем работать по той специальности, которую он получает, знаете, как сейчас бывает — учатся ради диплома, высшего образования, то, конечно, лучше устроиться по своей профессии. В студенчестве я подрабатывала. Это было абсолютно на добровольной основе, никто меня не заставлял. Кстати, когда я училась в школе, я работала на хлебокомбинате. Когда поступила в пединститут, стала ездить в пионерские лагеря, чтобы ближе познакомиться со своей будущей профессией. После окончания института я легко находила с ребятами общий язык, так как знала, как с ними надо общаться. Когда я училась, а это было очень давно, студенты так масштабно, как сейчас, не подрабатывали. Почему? Экономическая ситуация такая, молодежь стремится к свободе, независимости, в том числе от родителей. Чтобы не просить у мамы денег на кино, мороженое, дискотеку, одежду, предметы обихода. Сейчас совсем другая молодежь, ее воспитывают подругому. Я стипендию отдавала маме, и мама мне давала по моей просьбе деньги. А сейчас не каждый ребенок захочет быть в такой зависимости от родителей, поэтому дети и идут работать. Я, например, только приветствую такую самостоятельность, потому что заработанные деньги более ценны для ребенка, нежели деньги, которые на ребенка сваливаются. С этим мы сталкиваемся в детском доме, когда у детей на счетах есть деньги, и они их тратят не задумываясь. Их не жалко. Не обо всех это могу сказать, конечно. Но если молодой человек за месяц, к примеру, заработал свои деньги, то он уже думает, что ему на эти деньги купить.
Кирилл КУЗНЕЦОВ, преподаватель ЧГУ:
— Если это работа в рамках специальности, то вероятно, что студент сможет ее совмещать. Если работа связана с той квалификацией, которую пытается получить студент, тогда это позитивно — сочетание практики и теории. Я «за» работу, которая приближена к специализации: ученик, ассистент. Допустим, учится человек на экономическом факультете, в это же время он подрабатывает в фирме — ведет документацию под присмотром опытного специалиста. Правда, я думаю, это крайне сложно. И потом, — будет ли такой вариант приемлем для работодателя? Ему нужен работник, а не ученик. А вообще, если это студент очной формы обучения, то у него вряд ли получится подрабатывать не в ущерб занятиям. Это не совсем совместимые вещи. Предположим, продавать диски и в то же время усердно учиться. Учеба — это достаточно сложно, если не относиться к ней легко. Можно получить образование, не прилагая должных усилий. Но в результате получим рынок труда, перенасыщенный специалистами, которые в реальности мало что могут. Я по собственному опыту могу сказать, когда писал диссертацию, параллельно работал, и тогда я понял, что для того чтобы качественно чтото сделать, работать не надо. Лет десять назад аспирантам вообще работать было нельзя. Теперь уже можно. На мой взгляд, студент в России должен быть студентом только стационарной формы образования. И сосредоточенным он должен быть на получении качественных знаний. Универсализация человека — могу совмещать и работу, и учебу — вредит самому же человеку. Берясь за все, можно не достичь ничего.
Сергей ТУВАЕВ, начальник отдела по развитию городской экономики управления городской экономики и торговли:
— Я считаю, подрабатывать можно и даже, наверное, в настоящее время нужно. По крайней мере, как только я в институт поступил, я сразу начал подрабатывать, потому что тех денег, карманных, которые давали мне родители, явно не хватало. Работа являлась источником дополнительных доходов. И на протяжении четырех лет обучения я работал в охране нашего университета. Часть карманных денег от родителей и часть тех денег, которые я зарабатывал сам, мне этого было достаточно. Совмещать учебу и работу мне удавалось. Нас таких было несколько человек, и все мы были из одной группы. Нет обходов, мы могли садиться, делать лабораторные, практические задания. А потом, уже на старших курсах, я работал в городском проекте «ТАСИС». Работе это не мешало, наоборот: я закреплял на практике те знания, которые мне давали в институте. Работа для студента — это возможность дальнейшего трудоустройства. Конечно, все зависит от человека, от его способностей, возможностей.
Татьяна Ковачева
№112(22522)
26.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →