Взрывная волна
Покушение на президента Ингушетии делает Рамзана Кадырова незаменимым на Северном Кавказе
22 июня совершено покушение на президента Ингушетии ЮнусБека Евкурова. На федеральной трассе «Кавказ» его кортеж протаранила начиненная взрывчаткой машина Toyota Camry. Президент тяжело ранен в голову и грудь, несколько охранников погибли. В тот же день Евкурова прооперировали, после чего доставили в Москву. Теракт совпал с пятилетием нападения чеченских боевиков на Назрань. Основная версия заключается в том, что покушение — это месть главе республики за попытку навести порядок в нестабильном регионе. Неясным остается лишь ответ на вопрос: чья месть?
ЮнусБек Евкуров родился 29 июля 1963 года в селе Тарское Пригородного района Осетинской АССР. В 1989 году Евкуров окончил Рязанское воздушнодесантное командное училище, в 1997 году — Военную академию имени Фрунзе, в 2004 году — Военную академию Генерального штаба. В июне 1999 года он командовал подразделением российских десантников, которое совершило маршбросок из Боснии в Косово и взяло под контроль аэропорт Приштины. Евкуров принимал активное участие в контртеррористических операциях в СевероКавказском регионе. Будучи начальником штаба 217го гвардейского парашютнодесантного полка (98я гвардейская Свирская воздушнодесантная дивизия), подполковник Евкуров, выполняя задание во главе группы десантников по разведке местности, освободил из плена 12 российских военнослужащих. Указом президента РФ от 13 апреля 2000 года Евкурову присвоено звание Героя России. С 2004 года он уже в чине полковника служил заместителем начальника разведывательного управления ПриволжскоУральского военного округа. 30 октября прошлого года президент Дмитрий Медведев назначил Евкурова временно исполняющим обязанности главы Республики Ингушетии в связи с отставкой Мурата Зязикова. На следующий день его кандидатуру утвердило Народное собрание Ингушетии.
Из интервью ЮнусБека Евкурова сайту «Кавказский узел»:
— Правда, что пост президента Ингушетии осенью 2008 года вам предложили не в первый раз?
— Не предлагали. Мнение спрашивали.
— Давно ли спрашивали?
— Четыре года назад. В 2004м, 2005м. Ежегодно потом спрашивали мнение: как я думаю, как я поступил бы?
— Что отвечали?
— Я говорил, что не надо менять руководителей часто, надо просто помогать руководителю. В том числе и Мурату Зязикову.
— Собеседование проводил Сергей Нарышкин?
— Да. Но не было попыток навязать чтото. Я сказал свое мнение. Считаю, мол, что руководить субъектом должны гражданские люди, политики. Военным, заслужившим отдых, нужно дать, как в царское время, усадьбу, крепостных. Пусть они отдыхают и лекции читают. И говорю искренне: «Не вижу себя на должности президента, на ней должен быть какойнибудь экономист». Но разговор пошел уже с первымивторыми лицами государства, перечить не смог. Понимаете, в армии не принято спорить… Воспитание у нас такое… Не то чтобы заставили меня, а соединили все разговоры и договорились.
— Какие задачи поставил вам президент, когда был решающий разговор?
— Стабилизировать обстановку и сплотить общество. Почаще ходить в народ, побольше быть с народом, общаться с людьми. Задача была только в этом. В остальном мы тебе поможем, заверили они. Сейчас это подтверждается, помощь идет.
Когда в октябре прошлого года ЮнусБек Евкуров был назначен главой Ингушетии, республика стояла на грани гражданской войны. Предыдущему президенту Мурату Зязикову, которого оппозиция обвиняла в коррупции, убийствах и называла «врагом народа», пришлось уйти в досрочную отставку. Ожидалось, что с приходом нового человека, не завязанного на местных кланах, теракты и убийства в Ингушетии прекратятся.
Новоявленный президент стал работать в трех направлениях. Вопервых, в Ингушетии, где распад власти перешел все мыслимые и немыслимые пределы; где при Зязикове воровали все, даже личные деньги пострадавших от оползней и наводнений; где в лицо Кремлю бесстыдно врали о «80ти построенных предприятиях», — Евкуров борется с коррупцией. Вычистив наполовину бюрократический аппарат, он собрал со всех оставшихся чиновников заявления об увольнении без конкретной даты. Доброжелателей, которые «от души» предлагали ему сотни тысяч долларов, он лично спускал с лестницы. Сам же при этом показывал беспрецедентную для Кавказа скромность — летал в Москву экономклассом… При этом известный публицист Юлия Латынина поясняет: «Коррупция на Кавказе — это надо понимать — не коррупция. Это матпомощь террористам. Все зязиковские казнокрады делились награбленным с боевиками, а то убьют. Благодаря президенту Зязикову терроризм в Ингушетии стал выгодным финансовым предприятием по переработке бюджетных денег в деньги, пошедшие на дело Аллаха, — и Евкуров это предприятие порушил».
Вовторых, президент Евкуров действительно объявил войну боевикам. Все последние месяцы спецоперации в Ингушетии проходили под контролем местного МВД и лично президента. А в конце мая началась совместная операция МВД Чечни и Ингушетии, в ходе которой был нанесен серьезнейший удар группе Доку Умарова, а сам Умаров ранен. Чеченский опыт показал, что любая успешная борьба с боевиками строится по очень просто формулируемому, но очень сложно осуществимому принципу: убить тех, кого нужно убить; простить тех, кого можно простить. Именно на этом принципе построен успех Рамзана Кадырова. Но при этом ЮнусБеку Евкурову было гораздо сложнее, чем Кадырову. Ведь Кадыров для боевиков был свой. А генерал Евкуров по лесам с боевиками никогда не бегал. И тем не менее точно так же протянул руку тем, кто хотел прекратить войну.
Наконец, третий принцип Евкурова: «быть с народом». Президент быстро смог вступить в диалог с оппозицией, которая при Зязикове никак не могла достучаться до власти (наиболее назойливых предыдущий правитель просто убивал). Евкуров даже включил целый ряд представителей оппозиции в свою команду, что помогло ему сконцентрировать внимание на борьбе с экстремистами. За неделю до теракта Евкуров в обращении к жителям республики назвал номер своего телефона, по которому любой может обратиться к президенту (или к его доверенному лицу) «по конкретным вопросам: коррупция, увольнения с работы, невыплаты зарплаты, бандитизм, а так же в случаях, когда от имени главы республики превышают свои полномочия». На другие проблемы предложено жаловаться в приемную президента. Правда, и перечисленных «конкретных вопросов» вполне достаточно для того, чтобы повод позвонить президенту нашелся у каждого ингуша. Теперь им придется ждать выздоровления Евкурова.
Однако даже предельно открытый и компромиссный стиль правления Евкурова, при котором оппозиция пришла во власть, а проворовавшиеся чиновники эпохи Зязикова последовательно подводились под уголовные статьи, не смог переломить ситуацию. Только за последние две недели до покушения на Евкурова в Ингушетии были убиты зампред Верховного суда республики Аза Газгереева и бывший вицепремьер Башир Аушев.
Кто же так настойчиво пытается взорвать ситуацию? Ответить на этот вопрос однозначно не могут ни в Кремле, ни в самой Ингушетии. Дмитрий Медведев предположил, что на Евкурова покушались бандиты. В Ингушетии больше склонны верить, что на президента замахнулись коррупционеры, отлученные от бюджетной кормушки. Озвучен также целый ряд конспирологических версий. В частности, руководитель Института национальной стратегии Станислав Белковский заявил, что покушение на Евкурова может быть выгодно Кадырову. Дескать, Евкуров мешал Кадырову, который на протяжении нескольких лет доказывал Кремлю, что он единственный, кто может обеспечить безопасность на территории Ингушетии, и намекал на воссоздание единой чеченоингушской республики. А назначение Евкурова нарушило планы амбициозного чеченского президента. Теперь же опять активнее будут говорить, что Кадыров — единственный, кто способен обеспечить порядок, а чечены и ингуши — братские народы, и им пора объединиться под началом Кадырова, сказал политолог.
Как ни странно, последнюю версию подкрепляет позавчерашнее интервью Рамзана Кадырова агентству Reuters. Президент Чечни заявил, что теперь он лично возглавит борьбу с боевиками в граничащей с его регионом Ингушетии. Он подтвердил, что получил такое поручение от Дмитрия Медведева. «Мы договорились совместно создавать группы и начать активные действия против террора. И у нас это успешно получилось. За этот месяц мы уничтожили более 30 бандитов», — напомнил Кадыров о совместной операции с Евкуровым. Теперь президент Чечни самостоятельно продолжает действия против боевиков на территории сопредельной республики. «Я лично руковожу операцией, сейчас лично курирую, контролирую… В будущем у нас будут хорошие результаты», — сказал глава Чечни.
Следует отметить, что для Кадырова эта ситуация вполне логична: еще в 2004м его подразделения получили право действовать на территории соседних республик (чем он сразу воспользовался, проведя несколько спецопераций в Дагестане, а потом и Ингушетии), и чеченский президент просто последовательно расширяет зону влияния. Но вот вопрос: зачем это Москве? Как минимум девять лет, с января 2001 года, в Кремле, в Государственной Думе и спецслужбах придумывали систему борьбы с терроризмом на Северном Кавказе. Для этого были приняты несколько указов президента, закон о противодействии терроризму, множество инструкций и подзаконных актов. В результате система была както выстроена: для координации силовиков из разных регионов — Оперативный штаб, для объявления контртеррористических операций — начальник УФСБ, для реагирования на теракты — ГрОУ (группы оперативного управления), для силовых операций — местные и прикомандированные сотрудники МВД, ФСБ и подразделения ВВ и даже отдельная разведгруппа для уничтожения лидеров подполья. Плюс местные управления ФСБ и МВД, пограничники, военная контрразведка и многое другое. Теперь выясняется, что возможности всех этих штабов, структур и центров не могут сравниться с возможностями президента Чечни. Однако Рамзан Кадыров — всегонавсего руководитель одной республики, ситуация в которой не самая простая. «В самой Чечне еще проблем миллион и маленькая кучка, — заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. — Кадырову стоило бы заняться своими регионом, а не лезть в Ингушетию. Там свой президент, свой парламент, и я не понимаю, каким образом это будет происходить».
Сергей Бегляк
№112(22522)
26.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →