25 июня 2009 года. 09:29

«Детектор лжи» пришел в театр

Народный театр ГДК «Аммофос» на премьере гипнотизировал зрителей
В докризисные времена в Череповце семимильными шагами развивался бизнес под названием «детектор лжи». Цивилизованным путем, без утюгов и паяльников, с помощью проводков и графиков «детекторщики» обещали проверить любого индивида, в чьей правдивости есть сомнения. Суммы просили небольшие, но очередей из предпринимателей, подозревающих подчиненных в кражах, или жен, обнаруживших следы помады на рубашке супруга, не наблюдалось. С «Детектором лжи» Народного театра ГДК «Аммофос» дело изначально пошло куда лучше. На премьеру спектакля, которым дворец завершил концертный сезон, пришло больше зрителей, чем на постановки заезжих знаменитостей.

«Мы впервые обратились к современной драматургии, — рассказывает художественный руководитель театра и режиссер спектакля «Детектор лжи» Людмила Маковкина. — Пьесы молодого автора Василия Сигарева предложили мне сами ребята. Сигарев довольно известный автор, на последнем «Кинотавре» несколько премий взял. Пьесы, которые мы выбрали для постановки, — «Гупешка» и «Детектор лжи» — злободневные, об отношениях мужчины и женщины, а это всем близко».

Обращение к современной драматургии традиционно чревато нарушением авторских прав. Ведь создатель текста, как правило, жив, здоров и внимательно отслеживает жизнь своих творений после того, как последние покинули письменный стол. Впрочем, юридически «Детектор лжи» череповецких «народников» абсолютно чист. «Самому драматургу мы о нашем спектакле пока не сообщили, но собираемся отправить ему письмо, — говорит Людмила Маковкина. — Но никаких нарушений авторских прав здесь нет. Я консультировалась со знающими людьми, которые объяснили, что народные театры могут ставить пьесы безо всяких уведомлений и отчислений автору». Впрочем, Василий Сигарев вряд ли станет обижаться на череповчан, даже если увидит постановку. Ведь на сцену вывели самого Сигарева в исполнении известного шоумена Ивана Якушева, который даже авторские ремарки зачитывал. Такого бережного отношения к тексту не удостаивались даже классики, которых прежде ставили в Народном.

Спектакль состоит из двух разных историй. В первой рассказывается о скромной женщине, привыкшей жить в подчинении у тирана­мужа. Во второй действующими лицами становится уже другая семейная пара (на сей раз в возрасте), которая вызывает гипнотизера и выведывает с его помощью супружеские тайны. Но в обоих шкафах выявляется слишком много скелетов, попахивает смертоубийством на почве ревности, и гипнотизер снова вводит супругов в состояние транса и приказывает им забыть все, что они узнали друг о друге. В конце спектакля попутно гипнотизируется и зрительный зал. «Любите друг друга», — «приказывает» доктор.

Со студенткой Марьяной Пилипенко, которая играет одну из главных ролей в спектакле, в дет­стве, наверное, тоже поработал гипнотизер — «присушил» девушку к театру. «Сколько я себя помню, всегда любила театр и жить без него не могла, — рассказывает Марьяна. — По некоторым жизненным обстоятельствам пришлось переехать из родного Ярославля в Череповец. Как только оказалась здесь, стала искать театр. Мне указали на ГДК «Аммофос». Я пришла на вахту, откуда меня направили в Народный театр. И вот третий год я здесь. Мою героиню зовут Тамара, но прозвище у нее Гупешка, потому что она похожа на рыбку гуппи, которая, как известно, может жить в любой среде, даже в канализации. Моя Тамара тоже приспосабливается к немыслимым условиям и даже чувствует себя счастливой. Мне этот характер абсолютно не соответствует, роль получилась на сопротивлении. Большую часть репетиций мы отдавали, чтобы эта Гупешка проявилась во мне, а моя личность ушла на задний план. Ломали голос, делая его слабым и подавленным, уверенность в себе убирали и так далее».

Сергей Виноградов
№111(22521)
25.06.2009

Источник: Газета «Речь»