25 июня 2009 года. 09:29

Затерявшаяся квартплата

Процесс реформирования рынка жилищно­коммунальных услуг, когда от муниципальных предприятий «отпочковывались» ЖЭКи, преобразуясь в частные управляющие компании, не обошелся без финансовых неувязок. Добропорядочные жильцы, привыкшие оплачивать жилищно­коммунальные услуги за месяц и более вперед, вдруг оказывались в должниках. Обычно такие проблемы разрешались быстро, но за кем­то эти мнимые долги тянутся до сих пор.
К осени в городе останется лишь одно муниципальное жилищное предприятие, занимающееся обслуживанием жилых домов, — МУП «Металлург». Все остальные МУПы будут присоединены к нему и перестанут существовать как самостоятельные юрлица. На данный же момент они таковыми еще остаются, но управлением домами не занимаются. Их главная задача — собирать с жильцов, дома которых они раньше содержали, застарелые долги. Другая задача — вернуть жильцам долги, которые образовались, например, из­за переплат. История череповчанки, которая обратилась в редакцию, показала, что с этой своей обязанностью бывшие МУПы не всегда справляются.

— Платежи за ЖКУ я раньше вносила за квартал вперед: так мне было удобнее. Но теперь буду платить только по истечении каждого месяца, потому что переплаченные деньги потом, как я убедилась, будет трудно вернуть, — рассказывает Мария. — В сентябре прошлого года я заплатила за три месяца вперед — за октябрь, ноябрь и декабрь. Тогда наш дом еще обслуживало МУП «Комфорт», в кассу его ЖЭКа я и внесла плату. В январе этого года я снова пришла в ЖЭК, чтобы заплатить за январь. Там мне сообщили, что за мной числится задолженность за декабрь в размере 1232 руб. После того как я предоставила квитанцию о том, что декабрь был оплачен мной вперед, кассир и главный бухгалтер ответили, что в декабре произошло разделение и они теперь отдельная структура — ООО «ЖЭУ­7 «Комфорт». Деньги за декабрь ушли на счет МУП, и за мной образовался долг перед новой управляющей организацией. Я, конечно, не согласилась платить за декабрь снова. Примерно через месяц в своем почтовом ящике обнаружила уведомление о задолженности, где сообщалось, что, если я не внесу плату, в квартире будут отключены водоснабжение и электроэнергия. Я обратилась в «ЖЭУ­7 «Комфорт» снова, но ответ получила тот же самый. Такие уведомления приходили ко мне ежемесячно. Как я потом выяснила, их рассылкой занимается коллектор, нанятый жилищниками для решения проблем с должниками. Я неоднократно разговаривала с ним, но в ответ слышала только настойчивые советы оплатить эту задолженность. Свои действия он объясняет тем, что работает исходя из данных, которые ему предоставляет бухгалтерия. В апреле коллектор даже приходил ко мне с электриком, чтобы отключить свет из­за долга. Меня дома не было — был мастер, который делал в моей квартире ремонт. Он оказался знакомым коллектора, поэтому обошлось, — свет у меня не отключили, но в этот же день на мой мобильный был звонок от коллектора. Он сказал, что в моих интересах погасить долг. Даже если допустить, что я должница, отключать меня от электричества на тот момент они не имели права: задолженность не превышала шести месяцев, и никаких уведомлений о предстоящем отключении мне не вручали под расписку… А за декабрь прошлого года за мной до сих пор числится задолженность. Нет, сумма, о которой идет речь, для меня не такая и огромная — могу и заплатить. Но тут уже дело принципа: почему я должна дважды оплачивать одну услугу?

В департаменте ЖКХ возможность возникновения таких казусов предвидели, поэтому вели особый контроль за тем, чтобы при образовании новых управляющих организаций МУПы перекидывали на их счета деньги, переплаченные жильцами. И жалоб, говорят в департаменте, не было.

— По данной конкретной ситуации мне сложно делать выводы, потому что я не видел никаких документов, но если говорить в целом, то препятствий для перечисления денег из одной организации в другую не существует, — разъясняет зам. начальника департамента ЖКХ Виктор Токарев. — Требовать с новой управляющей организации, чтобы она автоматически пересчитала платежи, наверно, все­таки неправомерно. Управляющая организация не знает, заплатила ли собственница и куда заплатила. Она видит факт: на ее счету этих денег нет. Раз деньги не поступали, значит, за собственницей числится задолженность. Исходя из этих соображений управляющая организация и действует. Требования надо предъявлять к муниципальному предприятию. Если имеются документы, подтверждающие факт внесения платы, МУП обязано вернуть деньги собственнице или перечислить их на счет новой управляющей организации. В идеальном варианте МУП само должно было проверить счета, высчитать переплату, которая образовалась в связи с тем, что гражданка заплатила вперед, и перечислить эти средства на счет управляющей организации. В данном случае, видимо, этого не сделали. Но МУПы еще существуют, руководство и бухгалтерия на местах — собственнице нужно обратиться в МУП с письменным заявлением, пояснить, когда была произведена оплата, в каком размере, за какой период, и приложить квитанции и чеки.

Мария уже прошла эту процедуру. Как она рассказывает, в апреле, после инцидента с отключением, она написала в адрес предприятия с просьбой вернуть деньги или перечислить их на счет «ЖЭУ­7 «Комфорт»:

— Так мне посоветовала главный бухгалтер МУП «Комфорт». В юридическом отделе предприятия мне даже сделали расчет — выяснилось, что моя переплата в ЖЭУ составляет 1700 рублей. Юрист помогла мне составить заявление, секретарь его зарегистрировала, через неделю, как мне и было сказано, я позвонила бухгалтеру своей управляющей организации, она мне ничего конкретного не сказала, мол, кассир был в отпуске. И до сих пор никакого ответа я не получила — все только обещают разобраться.

Как же трудно решать вопросы с жилищниками рядовым гражданам, если даже у сотрудников городской газеты с большим трудом получилось прояснить судьбу этого затерявшегося платежа. В течение двух дней мы вели переговоры с сотрудниками обеих организаций. Как выяснилось, они находятся в одном здании и у директоров даже один на двоих номер телефона, по которому отвечает секретарь. (Невероятная ситуация: работая бок о бок, МУП и ООО за истекшие месяцы не нашли времени разобраться, кому же принадлежат уплаченные Марией деньги.) После нескольких неудачных попыток связаться с кем­нибудь из руководителей, обращаемся к главному бухгалтеру МУП «Комфорт» Галине Добровольцевой.

— Платежи, которые к нам ошибочно поступают, мы обязательно отправляем в ООО, — уверяет Галина Николаевна. — И в данном случае деньги тоже должны быть давно перечислены, если девушка действительно заплатила. Конечно, надо все еще раз проверить, но в данный момент я этого сделать не могу. Вы бы лучше обратились к бухгалтеру ООО…

— На данный момент я не владею информацией, — сказала бухгалтер ООО «ЖЭУ­7 «Комфорт» Елена Григорьева, к которой нас адресовали. — Надо поднимать документы, распечатывать лицевые счета… Вы позвоните мне завтра.

(Всеобщая амнезия? Или таких мнимых должников так много, что в их частных ситуациях действительно трудно сориентироваться?)

На следующий день, как и договорились, перезваниваем.

— Елена Валерьевна очень занята, сдает отчеты, — слышим от ее коллеги. — И вообще, она сказала, чтобы вы все вопросы решали через руководство.

Звоним руководству.

— Да­да, я помню суть проблемы, — узнала секретарь. — Вы, пожалуйста, оставьте свой номер телефона, я передам директору, она вам перезвонит.

Не дождавшись звонка, снова набираем номер секретаря — выясняем, что круг замкнулся: директор поручила связаться с нами главному бухгалтеру.

К концу рабочего дня уже без надежды набираем номер Галины Добровольцевой.

— Мы нашли все квитанции, все в порядке: перерасчет сделан, — сообщила главный бухгалтер.

— Когда его сделали? Сегодня?

— Ммм… недели две назад.

— А заявительнице сообщили об этом?

— Наверно, не сообщили. Я была на больничном.

Татьяна Тихонова
№111(22521)
25.06.2009

Источник: Газета «Речь»