25 июня 2009 года. 09:29

Снова на коне

Череповецкий шахматист Александр Рахманов выиграл этап Кубка России
«Многие годы моя любимая фигура на доске — конь, — делится сокровенным 19­летний череповецкий гроссмейстер Александр Рахманов. — Не смогу объяснить, почему именно конь, наверное, это что­то мистическое. Я понимаю, что слишком полагаться на одну фигуру не следует, и собираюсь постепенно отказаться от этого приоритета». Впрочем, пока бойкота коню Александр не объявил. На престижном турнире Master open в Воронеже череповчанин хорошо поправил свой карман и рейтинг, а также вдоволь накормил пару своих деревянных коней слонами, ладьями и пешками.

Наверное, только в России организаторам турнира может прийти в голову вручать шахматисту­победителю денежный приз наличными деньгами. К счастью, 19­летний череповчанин Александр Рахманов на типичного шахматиста из анекдотов не похож — очков не носит, фальцетом не разговаривает, да и одевается по моде. Без малого 100 тыс. рублей призовых за выигрыш этапа Кубка России Master open единственный в Вологодской области гроссмейстер вез домой из Воронежа в обычной спортивной сумке. «День­ги, конечно, не самое главное в жизни, и совсем не ради них я занимаюсь шахматами. Но не буду скрывать, выбираю турнир для участия, исходя из призового фонда и состава участников», — говорит Александр Рахманов, которого встретил вчера на череповецком вокзале корреспондент «Речи».

В турнире принимали участие 95 шахматистов со всей страны, ведь победители уезжали из Воронежа не только с заполненной деньгами сумкой и поправившимся личным рейтингом, но также получали право на участие в престижнейшем Кубке России, который состоится в ноябре. По ходу турнира Александр сыграл девять игр, в которых набрал шесть с половиной очков. В пяти встречах одержал победы, три завершил вничью и одну проиграл. «По составу участников турнир был очень сильный, у меня был 21­й стартовый номер, — рассказывает шахматист. — Это как в теннисе с ракетками».

В большой спорт Александр пришел очень маленьким — в семь лет, хотя для современного шахматиста это почти преклонный возраст. В школу № 10, которая славится своими секциями по различным единоборствам, однажды пришел тренер городского шахматного клуба. Помимо прочих классов зашел и в тот, где учился первоклассник Рахманов. «Вечером я пришел домой и объявил родителям, что хочу пойти в шахматный кружок, — вспоминает он. — Не помню сейчас, что конкретно, но что­то в коротком рассказе этого тренера мне очень понравилось. Если честно, я на тот момент даже не знал, как фигуры ходят, а через несколько занятий уже обыгрывал папу». Школа, в которой учился будущий гроссмейстер, была с физико­математическим уклоном. А у Александра Рахманова, начиная с первого класса, уклон был исключительно в шахматы. Да и успехи с победами пришли довольно быстро. Количеству званий чемпиона города он и вовсе счет потерял — то ли семь их было, то ли восемь. «Из­за постоянных турниров учебе удавалось уделять довольно немного времени, — признается Александр. — Правда, математика мне всегда хорошо давалась, а вот с физикой были проблемы — учительница меня за что­то невзлюбила». По законам этой самой физики Александра Рахманова, в 17 лет сдавшего норматив гроссмейстера, еще в середине прошлого века нарекли бы вундеркиндом. Карпов, Каспаров и прочие выдающиеся шахматисты становились гросс­мейстерами, едва получив паспорта. А сейчас и 13­летние гроссмейстеры не редкость. «Дело, наверное, не в акселерации, а в изменившейся системе подготовки, — предполагает Рахманов. — Сейчас ведь в шахматы приводят четырех­ и пятилетних детей, а те же Карпов и Каспаров начинали гораздо позже».

Кстати, о возрасте. Пусть на уровень игры шахматиста прожитые им годы никак не влияют, череповецкий гроссмейстер предпочитает пожилых соперников. «Дедушки полагаются на свой опыт, иногда чересчур, и могут «зевнуть» какой­нибудь ход или фигуру. Потом у них часто внимание расслаблено, и меньше оригинальных ходов — от них знаешь, чего ожидать. А вот когда напротив тебя сидит мальчик лет десяти, ты, во­первых, не можешь спрогнозировать его ходы, а во­вторых, гложет мысль — если проиграю ему, вот позор­то будет».

В любом случае, юнец или «дедушка», живой человек в качестве соперника шахматисту Александру Рахманову гораздо милее мертвого компьютера. Он, конечно, им пользуется для тренировки (с кем еще­то играть, если окружающие не «тянут», а папа обыгран еще в детстве?), но играет не с программой, а с интернет­пользователями. Потому что шахматный драйв ничем не отличается от драйва в любом другом виде спорта — интересно положить противника на лопатки и увидеть его склоненную перед победителем голову. «С компьютером не интересно, — говорит череповчанин. — Ему если проиграешь, то не хочется отыгрываться, потому что самолюбие не задето, а если выиграешь, то радости нет никакой».

Вот уже три года как Александр Рахманов лишь формально числится череповчанином, хотя все эти годы неизменно выступает за наш город. Здесь он прописан, здесь живет его семья, и сюда он приезжает на каникулы, каковые и выдались нынешним летом. В остальное время он студент кафедры шахмат одного из столичных вузов.

Сергей Виноградов
№111(22521)
25.06.2009

Источник: Газета «Речь»