Хочешь жить — работай для экономных
Главный двигатель торговли сегодня — недорогие продукты
В минувший четверг в Грязовце прошло заседание координационного совета по качеству, конкурентоспособности и безопасности пищевой продукции (организатор таких встреч областной департамент продовольственных ресурсов), где особое внимание было уделено ужесточению контроля по требованиям безопасности пищевых продуктов, в том числе и мерам борьбы с контрафактной спиртной продукцией. Череповец там не прозвучал в отрицательном контексте. Наш рынок под жестким контролем. Но и ему приходится решать задачи, поставленные временем.
Все большая часть горожан, чтобы сэкономить семейный бюджет, предпочитают магазины шаговой доступности или ярмарки выходного дня. Колбасу, мясо, яйца, хлеб и картошку дешевле приобрести на рынке, а не в супермаркете, рассуждают они. Торговым сетям приходится перестраиваться.
— Ряд предприятий, торгующих непродовольственными товарами, вынуждены были закрыться, — говорит Елена Авдеева, начальник управления городской экономики и торговли. — Есть и такая тенденция — небольшие торговые точки во встроенных или пристроенных помещениях меняют профиль — превращаются в продовольственные магазины: был солярий — стал овощной магазин. Еще одна тенденция — череповчане стали более обдуманно выбирать продукты.
— Раньше мы с мужем каждый вечер заезжали в супермаркет, покупали для завтрака выпечку, свежий творог, йогурты и попутно чтонибудь вкусненькое, что на глаза попадется, — говорит наша читательница Валерия Игоревна (семья со средним достатком). — Теперь крупные торговые центры мы объезжаем стороной. Стали больше готовить, по утрам завтракаем кашами.
— Теперь с учетом сокращенной зарплаты в магазин хожу только целенаправленно — за подсолнечным маслом, картошкой или хлебом, — говорит другая наша читательница Мария Владимировна (бюджетница).
Крупные торговые предприятия Череповца осторожны в переменах политики. Регионыпартнеры, откуда ввозятся продовольственные товары в Череповец, они менять не спешат. Как и поставщиков, проверенных годами.
— Нашу потребительскую корзину формируют те же поставщики, что и до кризиса — говорит Игорь Черногубов, генеральный директор ООО «Вега». — Если говорить о тенденциях потребительского рынка, то они явны: покупатель отказывается от более дорогой продукции. Не буду говорить, что меньше стали есть красной икры, череповчане и раньше ее не особо покупали. Но в меньших объемах стали покупать дорогие сыры (от 500 рублей), спиртные напитки, колбасы твердого копчения. Спрос упал.
— Действительно, покупатель сейчас берет продукцию подешевле, — говорит Наталья Штадлер, директор универсама в торговом комплексе «Рассвет». — Но есть и те, которые продолжают покупать деликатесы. Правда, не как раньше, — сколько в корзину поместится, сколько глаза «смогут купить», — а столько, сколько необходимо. Объемы продаж, конечно, упали. Часть покупателей, пусть немного, один процент, но все же ушла. Если покупатель идет мимо палатки с овощами, а ничего кроме овощей ему не нужно, теперь в супермаркет он не станет специально заходить.
Исходя из реалий времени, супермаркеты тоже перестраиваются: на полках появляется все больше продукции более низкого ценового сегмента.
С качеством реализуемых продуктов питания в традиционных торговых точках розничной сети ситуация остается стабильной. Во всяком случае количество жалоб со стороны покупателей на просроченную сметану, залежавшиеся на полке консервы или подгнившую картошку не увеличилось. Вопервых, в городе налажен строгий контроль и надзор. Вовторых, в большинстве своем продавцы в магазинах незамедлительно меняют испорченный товар на свежий или на деньги (по желанию покупателя), не доводя дело до конфликта.
— Что нас тревожит? Если обратиться к мясной продукции, то можно говорить о снижении уровня качества продукции, привозимой из других регионов — говорит Елена Авдеева. — Дешевая колбаса не всегда соответствует заявленному качеству. Но были бы вопиющие случаи — мы давно забили бы тревогу. Есть и еще один тревожный звоночек. За последние два месяца в продаже появилась водка, которая вызывает сомнения в подлинности производства. Почему сомнения? В цене от 45 до 60 рублей только на стоимость акцизов «заложено» 38 рублей. А где рентабельность, транспортная составляющая? Не может быть водки по такой цене.
— Действительно, в городе более года назад, а за последние два месяца особенно, стала появляться ликероводочная продукция неизвестного происхождения. А также фальсифицированные (под череповецкую продукцию) спиртные напитки, — говорит Николай Щекотуров, директор ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации». — Наклейки сегодня отпечатать не проблема. А вот проследить за качеством ликероводочной продукции, которая поступает на наш рынок из других областей, сегодня очень трудно. Вопервых, жалоб от горожан поступает немного. Вовторых, те областные законы, которые раньше позволяли нам проводить исследования по линии Госнадзора, сегодня не работают. Рекомендации для горожан — покупайте продукцию в специализированных магазинах, в магазинах с хорошей репутацией. А если это ларек, работающий в круглосуточном режиме, то есть большая вероятность купить поддельный продукт.
Татьяна Ковачева
№109(22519)
23.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →