23 июня 2009 года. 13:34

Хочешь жить — работай для экономных

Главный двигатель торговли сегодня — недорогие продукты
В минувший четверг в Грязовце прошло заседание координационного совета по качеству, конкурентоспособности и безопасности пищевой продукции (организатор таких встреч областной департамент продовольственных ресурсов), где особое внимание было уделено ужесточению контроля по требованиям безопасности пищевых продуктов, в том числе и мерам борьбы с контрафактной спиртной продукцией. Череповец там не прозвучал в отрицательном контексте. Наш рынок под жестким контролем. Но и ему приходится решать задачи, поставленные временем.

Все большая часть горожан, чтобы сэкономить семейный бюджет, предпочитают магазины шаговой доступности или ярмарки выходного дня. Колбасу, мясо, яйца, хлеб и картош­ку дешевле приобрести на рынке, а не в супермаркете, рассуждают они. Торговым сетям приходится перестраиваться.

— Ряд предприятий, торгующих непродовольственными товарами, вынуждены были закрыться, — говорит Елена Авдеева, начальник управления городской экономики и торговли. — Есть и такая тенденция — небольшие торговые точки во встроенных или пристроенных помещениях меняют профиль — превращаются в продовольственные магазины: был солярий — стал овощной магазин. Еще одна тенденция — череповчане стали более обдуманно выбирать продукты.

— Раньше мы с мужем каждый вечер заезжали в супермаркет, покупали для завтрака выпечку, свежий творог, йогурты и попутно что­нибудь вкусненькое, что на глаза попадется, — говорит наша читательница Валерия Игоревна (семья со средним достатком). — Теперь крупные торговые центры мы объезжаем стороной. Стали больше готовить, по утрам завтракаем кашами.

— Теперь с учетом сокращенной зарплаты в магазин хожу только целенаправленно — за подсолнечным маслом, картошкой или хлебом, — говорит другая наша читательница Мария Владимировна (бюджетница).

Крупные торговые предприятия Череповца осторожны в переменах политики. Регионы­партнеры, откуда ввозятся продовольственные товары в Череповец, они менять не спешат. Как и поставщи­ков, проверенных годами.

— Нашу потребительскую корзину формируют те же поставщики, что и до кризиса — говорит Игорь Черногубов, генеральный директор ООО «Вега». — Если говорить о тенденциях потребительского рынка, то они явны: покупатель отказывается от более дорогой продукции. Не буду говорить, что меньше стали есть красной икры, череповчане и раньше ее не особо покупали. Но в меньших объемах стали покупать дорогие сыры (от 500 рублей), спиртные напитки, колбасы твердого копчения. Спрос упал.

— Действительно, покупатель сейчас берет продукцию подешевле, — говорит Наталья Штадлер, директор универсама в торговом комплексе «Рассвет». — Но есть и те, которые продолжают покупать деликатесы. Правда, не как раньше, — сколько в корзину поместится, сколько глаза «смогут купить», — а столько, сколько необходимо. Объемы продаж, конечно, упали. Часть покупателей, пусть немного, один процент, но все же ушла. Если покупатель идет мимо палатки с овощами, а ничего кроме овощей ему не нужно, теперь в супермаркет он не станет специально заходить.

Исходя из реалий времени, супермаркеты тоже перестраиваются: на полках появляется все больше продукции более низкого ценового сегмента.

С качеством реализуемых продуктов питания в традиционных торговых точках розничной сети ситуация остается стабильной. Во всяком случае количество жалоб со стороны покупателей на просроченную сметану, залежавшиеся на полке консервы или подгнившую картошку не увеличилось. Во­первых, в городе налажен строгий контроль и надзор. Во­вторых, в большинстве своем продавцы в магазинах незамедлительно меняют испорченный товар на свежий или на деньги (по желанию покупателя), не доводя дело до конфликта.

— Что нас тревожит? Если обратиться к мясной продукции, то можно говорить о снижении уровня качества продукции, привозимой из других регионов — говорит Елена Авдеева. — Дешевая колбаса не всегда соответствует заявленному качеству. Но были бы вопиющие случаи — мы давно забили бы тревогу. Есть и еще один тревожный звоночек. За последние два месяца в продаже появилась водка, которая вызывает сомнения в подлинности производства. Почему сомнения? В цене от 45 до 60 рублей только на стоимость акцизов «заложено» 38 рублей. А где рентабельность, транспортная составляющая? Не может быть водки по такой цене.

— Действительно, в городе более года назад, а за последние два месяца особенно, стала появляться ликероводочная продукция неизвестного происхождения. А также фальсифицированные (под череповецкую продукцию) спиртные напитки, — говорит Николай Щекотуров, директор ФГУ «Череповецкий центр стандартизации, метрологии и сертификации». — Наклейки сегодня отпечатать не проблема. А вот проследить за качеством ликероводочной продукции, которая поступает на наш рынок из других областей, сегодня очень трудно. Во­первых, жалоб от горожан поступает немного. Во­вторых, те областные законы, которые раньше позволяли нам проводить исследования по линии Госнадзора, сегодня не работают. Рекомендации для горожан — покупайте продукцию в специализированных магазинах, в магазинах с хорошей репутацией. А если это ларек, работающий в круглосуточном режиме, то есть большая вероятность купить поддельный продукт.

Татьяна Ковачева
№109(22519)
23.06.2009

Источник: Газета «Речь»