19 июня 2009 года. 13:32

Осторожно, двери открываются

У череповецкой автоколонны появился новый маршрут — в собственную историю
Для входа в музей автоколонны 1456 (ул. Боршодская, 12), открывшийся на днях, от вас не потребуют покупать билетик. Со своей историей «автобусники» рады знакомить бесплатно, надеясь, что их музей станет одним из самых востребованных в городе. Поскольку услуга, которую они предоставляют уже более полувека, сама по себе такова. Открой, скажем, свой музей производитель валенок — и что? Среди посетителей встретит лишь поклонников своей продукции. Тогда как безо всяких сомнений и процентной приблизительности можно каждого череповчанина назвать пассажиром. Музей уже открыл первым своим посетителям массу тайн из истории, но одна так и осталась с грифом секретности. А именно: почему автоколонна зовется 1456 и никак иначе? «Речи» объяснили, что принципы советской нумерации автоколонн простым смертным не объяснялись.

«Идея создания музея вынашивалась с ноября 2007 года, — рассказывает глава музея и председатель профкома автоколонны Александр Ануфриев. — Когда решение было принято, первым делом мы съездили в Великий Новгород, где подобный музей уже давно работает. До новгородского нам, конечно, еще далеко. Там даже макет автобуса стоит, в котором посетитель может сесть в водительское кресло и остановки в микрофон объявлять. Вернувшись, мы полтора года плотно занимались созданием музея у себя. Нашли помещение, собрали документы, кинули клич среди ветеранов — они много интересных раритетных вещей и фотографий принесли».

В постоянную экспозицию попали документы из истории предприятия и пассажирского автотранспорта вообще. По­следний начинался еще с гужевого транспорта. Лошадки с номерами бегали по городу, останавливались потенциальными пассажирами окриком «тпру». В музее вывешен приказ 30­х годов прошлого века для предков нынешних водителей автобусов. «Ни в коем случае не допускать гонки лошадей как с грузом, так и без него. Замеченные в гонке лица будут передаваться в товарищеский суд, а если будут продолжать, то в народный суд за безответственное отношение к коню», — гласит документ.

Четыре ноги на энное количество колес местные перевозчики сменили лишь спустя пару десятков лет. Автоколонна 1456 появилась на череповецкой «карте» 1 сентября 1958 года и поначалу располагалась в таксопарке. Старожилы вспоминают, что на автобусах первого маршрута, который так и назвался — маршрут № 1 (от горбольницы до вокзала), лишь половина пассажиров желала попасть в вагон или на прием к врачу. Все остальные катались из интереса. Завод строился, город рос — росло и количество автобусов. В 1976­м автоколонна и таксопарк разошлись, как в море корабли. Спустя четыре года команда лучших череповецких водителей «выступила» на Олимпиаде в Москве. Возили спортсменов и зрителей по маршруту аэропорт — гостиница. С картами можно ознакомиться в музее. А еще здесь есть старинная форма водителя, очень похожая на летчицкую, и автобусные номера прежних лет. Первую вытащил из своего шкафа и подарил музею ветеран автоперевозок Виктор Люшин, вторые были скручены с автобусов, отправленных на свалку. Помятость и ржавчину, как следы беспощадного времени, музейщики решили не убирать.

Хотя со временем суть автоперевозки и не менялась — сел, заплатил и поехал, — прогресс неуклонно вторгался и сюда. Людей заменяли машины. Едва ли не единственным примером развития в обратную сторону стала ситуация со сбором платы за проезд. Еще лет тридцать назад все городские автобусы были снабжены кассовыми аппаратами — один из таких стоит в музейном уголочке. Пятачок лежит тут же. Бросил, оторвал выскочивший билетик и езжай спокойно. Потом был компостер. В середине 90­х механизм снова заменили люди. «Я имею возможность сравнивать, так как работал практически со всеми системами, — рассказывает Александр Ануфриев. — Конечно, сегодняшняя наиболее оптимальна. Собираемость сейчас стала гораздо больше, чем раньше. Она приближается к стопроцентной. Я пришел на работу в автоколонну в 1982 году. Устроился водителем и отлично помню то время, когда мы, водители, обязаны были не только продавать билетики, но и проверять, пробили ли их граждане или нет. Постоянно приходилось объявлять по громкой связи, чтобы пассажиры пробивали билеты. Все это было дополнительной голов­ной болью. Кстати, голова натурально болела — компостер стоял возле кабины водителя. Ощущение, будто целую смену тебе по темечку бьют».

Заглянувший в музей по делу молодой человек был представлен нам как Сергей Бачиевский, который, несмотря на то, что работает в автоколонне лишь три года, успел зарекомендовать себя как один из лучших в Череповце водителей­автобусников. Доказательством чему — участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. На наших глазах между водителем со стажем и его молодым коллегой завязался интеллигентный спор — когда лучше работалось, «тогда» или «сейчас»? Причем представители разных поколений пытались охарактеризовать свою эпоху как более тяжелую. Основные аргументы Александра Ануфриева были следующими. «Перевозчиков было мало — автобус штурмовали толпы, — говорил он. — Иногда мне приходилось выходить из автобуса и своими руками заталкивать людей, повисших на подножках, чтобы дверь закрылась. К тому же дороги были до такой степени разбиты, что «восьмерки» выкручивали, чтобы от особенно крупных ям уйти». Сергей Бачиевский упирал на то, что культура участников движения и пассажиров с годами серьезно ухудшилась. Этакие враги внешние и внутренние. Коллеги по дорожному движению не испытывают никакого уважения к общественному транспорту: не уступают дорогу, подрезают, не отдавая себе отчет, что резкое торможение автобуса может закончиться травмами для десятков людей. Пассажиры же подчас тоже бывают гостями хлопотными. «Буквально вчера работал на 18­м маршруте — на Архангельской зашел сильно пьяный пассажир, — рассказывает Сергей. — Платить он отказался, кондуктор обратилась ко мне — я остановился, открыл двери, и мы стали ждать, пока он выйдет. Смотрим, он засыпать стать. Пришлось мне выйти из­за руля и чуть ли не на руках вынести его из автобуса на скамеечку — он, по­моему, этого не заметил и продолжал спать». Александр Ануфриев шутливо отчитал молодого коллегу за то, что не связался с диспетчером, а нам объяснил, что каждый автобус автоколонны оснащен спутниковой системой связи, благодаря которой местоположение машины отслеживают в местном «центре управления». От имени всех череповецких пассажиров корреспондент «Речи» высказал пожелание когда­нибудь увидеть «спутниковую систему связи» на музейном стеллаже, а сначала на остановках города. Ведь это же так удобно, когда видишь на мониторе, где желтой гусеницей ползет автобус твоего маршрута и когда вы встретитесь. Нечто подобное в Европе уже внедрено. А у нас когда? «Штука это дорогостоящая, но не только в этом дело, — отвечает Александр Владимирович. — Мониторы, как на Западе, мы установить можем, но как долго они простоят? Вы по­смотрите на наши остановки: новую поставят — иногда через месяц уже менять надо».

МУП «Череповецкая автоколонна 1456» — самое крупное пассажирское предприятие Вологодской области. Протяженность обслуживаемых маршрутов составляет 6800 километров. В среднем за один день транспортом автоколонны (210 автобусов) перевозится более 11 тысяч пассажиров на городских маршрутах, 10,2 тысячи на пригородных и 5,4 тысячи на междугородных маршрутах.

Сергей Виноградов
№107(22517)
19.06.2009

Источник: Газета «Речь»