19 июня 2009 года. 13:32

Огороды тонут в воде

Речной ил стал причиной затопления дачных участков
Череповецкие дачники и любители отдыха на речном берегу стали заложниками бесхозяй­ственного отношения к содержанию водных объектов европей­ской части России. Погода позволяет искупаться и позагорать — вышедшие из берегов реки не пускают. Солнце и дожди вроде бы благоприятствуют урожаю — грунтовые воды, которым некуда деться, топят грядки. Такого затопления, говорят дачники, четверть века не бывало. И почти столько же лет, говорят экологи, не чистились русла рек и каналов. Потому и тонем.

Дачные участки, расположенные возле рек, этим летом терпят бедствие: земля сырая. Не спасают даже дренажные канавы, выкопанные вокруг огородов. Да что говорить о прибрежных дачах — в сырости стоят даже те участки, которые расположены далеко не в шаговой близости от большой воды.

— Самый ближний водный объект у нас — залив Рыбинского водохранилища. До него километров 12. Участок наш находится в низине. Когда­то здесь, правда, появлялась сырость, но уже лет два­дцать, как все нормализовалось, стало сухо. А вот этим летом опять сыро, — огорчается череповчанин Алексей Лютов, имеющий дачу в районе поселения Коротово.

Та же сырость, возможности которой в жаркие июньские выходные горожане просто не могли предположить, испортила настроение не одной череповецкой семье, выбравшейся отдохнуть на природу поближе к речным просторам. Взять, к примеру, реку Суду на участке, где расположены деревня Владимировка и музей Игоря Северянина. Путь туда не самый близкий, но преодолеть его стоит — красотища! Жители города, имеющие автомобили, давно к тем местам «тропу проторили». А вот нынче пришлось с нее сворачивать. Излюбленные берега с нагретым солнцем песочком и мягкой травкой оказались недоступны. Расположиться, чтобы позагорать, просто­напросто негде: метров на двадцать — три­дцать все залито водой. Войти в реку, чтобы искупаться, тоже невозможно: вместо песчаного дна — заросли, через которые трудно продраться, не травмировавшись. Любители порыбачить с берега могут рассчитывать на рыбу только при наличии длинных ног и резиновых сапог с высокими голенищами.

У череповчан Александра Серова и Сергея Меньшикова во Владимировке дачи на соседних участках. Река близко.

— Вам надо было вчера приехать, — сожалеет о «несвоевременности нашего визита» Сергей Петрович, которого мы застали в трудах на огороде.

— А что так? — удивляемся такому гостеприимству.

— Увидели бы настоящий потоп! У меня­то еще ничего — только возле бани затопило, а вот у него и грядки плавали, — кивает Меньшиков на подошедшего соседа. — Сегодня­то вода сошла — видимо, ветром согнало. А было много — во­о­т столько!

Это «во­о­т столько» Сергей Петрович сначала продемонстрировал руками, показав отрезок длиной сантиметров двадцать — тридцать. А затем, нашел и достоверное доказательство — мокрые нижние ряды кирпичей, сложенных в сарае.

— Еще не высохли, — поясняет дачник.

— Такой потоп на моей памяти — а я построил дачу в 1983 году — был только один раз, лет двадцать пять назад, — вспоминает сосед Александр Серов. — Нынче с апреля вода держится примерно на одном уровне, никак не хочет сходить. О каком урожае тут можно думать, когда внизу вода постоянно стоит?.. Причем речь не только о нас, дачниках, — на нашей речке очень любят отдыхать горожане, жители соседних поселений. Летом в теплую погоду очень много народу приезжает, особенно на выходных. А сейчас к воде не пробиться. Вчера даже мост на дороге, которая ведет к северянинской усадьбе и в Кривец, затопило. Да пойдемте покажу.

И Александр Александрович ведет нас к мосту, который жизненно важен для жителей деревни: через него путь до Кривца (только там они могут купить продукты) составляет всего два­три километра, а в обход — все шесть.

Причиной затопления дачники считают слишком высокий уровень воды в Рыбинском водохранилище.

— Говорят, вода в нем снижается только по общему решению правительств трех областей: Вологодской, Ярославской и Тверской. В этом году якобы согласие не достигнуто.

На самом деле причина не в этом, хотя дачники не далеки от истины. Между тремя областями в 1997 году было действительно заключено соглашение о поддержании режимного уровня воды на определенные промежутки времени. По его условиям Череповец не должен опускать уровень ниже 98 м и поднимать выше 102­метровой отметки.

— Этот режим мы соблюдаем, — заверяет депутат Законодательного собрания области Николай Архипов, председатель постоянного комитета по экологии и природопользованию. — По данным на сегодняшнее утро, уровень воды стоит на отметке 101,8 м, что соответствует параметрам.

Почему же в таком случае происходит затопление? Потому что этот режим, точно выверенный и единственно правильный, не срабатывает по причинам, от Череповца не зависящим. Оказывается, на протяжении 19 лет русла рек и каналов Волго­Балтийской системы ни разу не очищались.

— Русла заилены песками, которые во время паводков и дождей заносит с территорий населенных пунктов и полей, — говорит Николай Архипов. — Убрать придонный слой хотя бы сантиметров на 30 — 40 — тогда отметка будет держаться на уровне 101 м, и все вопросы снимутся. Заниматься этим должно правительство страны в лице Агентства водного хозяйства, но за 19 лет ни одного рубля на очистку не выделено. Если так будет и дальше, скоро реки вообще обмелеют. Ситуацию усугубляет то, что каждая губерния «творит чудеса». Особенно это касается Волгоградской и Астраханской областей, которые подвергли затоплению дельту Волги. Искусственные каналы, которые когда­то там были выкопаны, на сегодня занесены песком, и сброс воды туда делать по идее нельзя. Но он делается, при этом плотины не пропускают воду дальше. А ведь у нас вся водная система от Ладоги до Астрахани зарегулирована — то, что происходит в одной стороне, аукается в другой.

Кроме того, добавляют воды так называемые боковые притоки, которые образуются в результате выпадения обильных осадков. Поскольку болота переполнены, вода идет в реки.

Можно ли поправить положение дачников, снизив уровень воды в Рыбин­ском?

— Чтобы снизить уровень, надо увеличить сработку воды (сброс воды через плотины ГРЭС), — объясняет Николай Архипов. — Сейчас расход воды на Рыбинской ГРЭС составляет примерно 330 кубометров в секунду. Для снижения уровня нужно увеличить сработку до 600 или, например, 1500 кубометров в секунду. Но что тогда? При 1500 «кубиках» уровень упадет до 100,5 м, что неприемлемо для судоходства. А если до 600 — тоже чревато: может затопить на треть расположенный неподалеку город Весьегонск, который находится в зоне подтопления. А также около 25 поселений, что ниже Ярославля, которые должны были снести при начале строительства Волго­Балта… Это очень серьезный вопрос. 25 июня я еду в Москву, буду поднимать этот вопрос.

Дачникам остается ждать июля, когда в Рыбинском, как это бывает обычно, начнут производиться более мощные сбросы воды, потому что в южных регионах реки станут мелеть.

Татьяна Тихонова
№107(22517)
19.06.2009

Источник: Газета «Речь»