19 июня 2009 года. 13:30

Сметана завтрашнего дня

Почему она появляется в продаже и не опасна ли?
Органы защиты потребительских прав настоятельно рекомендуют покупателям: приобретая продукты, смотрите на дату их изготовления и срок годности! Однако даже те из череповчан, кто следует этим рекомендациям, не застрахованы от покупки неправильного товара. Проводя расследование по обращению читательницы, «Речь выяснила, что продукт может оказаться просроченным, хотя маркировка на упаковке говорит обратное. Или, что еще удивительнее, человек может позавтракать продуктом, который, как опять же свидетельствует маркировка, еще не изготовлен. Почему появляется такая продукция в торговле и законно ли ее существование?

Наша читательница поделилась случившимся с ней курьезом: купив в магазине сметану, дома она обнаружила, что изготовление продукта датировано еще не наступившим днем. Для нее такой привет из будущего никакой неприятностью не обернулся. Но не отравился кто­нибудь ли другой, купивший сметану из этой партии позже, когда ее реальный срок годности, по маркировке еще не истекший, подошел к концу?

— Дело было 4 июня, — рассказывает Елена Петрова. — Я ходила за продуктами в «Вегу». Уже дома, разбирая покупки, посмотрела на дату выработки сметаны — 5 июня! Ничего себе — сметана из будущего! Нет, претензий к ее качеству у нас с мужем не возникло. Мы ее с удовольствием съели — вкусная, свеженькая. Тем не менее факт удивительный, раньше мы с мужем с подобным не встречались, поэтому решили сфотографировать упаковку и отправить фото в редакцию. Может, вы узнаете, в чем хитрость?

Для достоверности супруги сфотографировали сметану так, чтобы было видно и дату изготовления, указанную на упаковке (5 июня), и дату съемки (4 июня).

Конечно, мы первым делом обратились к Станиславу Куликову, директору Череповецкого молочного комбината, на котором была изготовлена сметана. И вот что услышали:

— Мы шесть тонн сметаны выпускаем в сутки. Разделите на 250 граммов — какое количество упаковок получается? 24000! И среди них как­то случайно появилась одна баночка с завтрашней датой выработки. Если бы мы выпустили эти 24000 упаковок каким­то не таким числом, то, наверно, было бы несколько тысяч подобных обращений, а не одно. Давайте посмотрим на факты, а то кто­то что­то сказал… Говорить можно что угодно. Знаете, существует очень много способов конкурентной борьбы, у нас много недоброжелателей…

Если так, то получается, что в городе работает целый диверсионный отряд: на череповецких интернет­форумах не раз поднималась тема «молочной продукции будущего», где горожане рассказывают друг другу о подобных случаях. Один из последних форумов датирован 29 ноября прошлого года. Его участник разместил фотографию купленного им в тот день сырка, который «будет» изготовлен и упакован 30 ноября. Такие же сообщения оставляют на своих форумах жители многих других городов страны — относительно продукции, изготовленной на их молочных комбинатах.

«Как объяснить существование такой продукции? Не является ли это нарушением?» — спрашивают люди.

— Здоровью покупателей, которые приобретают сметану в день, предшествующий дате выработки, указанной на упаковке, ничто не угрожает. Наоборот, они могут быть уверены, что покупают самый свежий продукт, — говорит главный специалист­эксперт череповецкого отдела Роспотребнадзора Валентина Анисимова. — Однако на конечных сроках ситуация меняется: человек может купить просроченную продукцию, ведь он не знает о том, что дата выработки была авансирована и на самом деле срок годности уже подошел к концу. Поэтому дей­ствия производителя, удлиняющего срок годности продукции, несомненно, являются противозаконными. К качеству продукции молкомбината нареканий нет, но вот замечания по маркировке возникают. В предыдущие годы мы неоднократно получали жалобы от череповчан, купивших «завтрашнюю продукцию», не раз выходили с проверками на молкомбинат и наказывали штрафами.

Размеры штрафов, кстати, составляют от 10000 до 40000 рублей — в зависимости от вида и количества нарушений, которые выявляются Роспотребнадзором при проверках.

Чем руководство молкомбината объяснило «Речи» факт существования такой сметаны, вы уже прочитали. Сотрудникам Роспотребнадзора объяснения давались другие. Поначалу, когда проводились проверки по первым жалобам, на комбинате ссылались на маркера: мол, не так промаркировал. А потом рассказывали, видимо, как есть на самом деле.

Заключительная стадия процесса изготовления сметаны — это созревание, срок которого для потребительских упаковок равен 12 часам. Перед тем как поставить сметану на созревание, ее маркируют. В качестве даты изготовления на упаковке указывается время, на момент которого истекут эти 12 часов. Это правильный вариант. Но чтобы продлить срок годности продукта, изготовители прибавляют сутки­двое. Кроме того, «сметана завтрашнего дня» может появиться и другим путем: если готовой продукции не хватает, на продажу отправляется еще не созревшая сметана (вкус у нее будет не тот, но вреда здоровью она не причинит).

— Маркируя продукцию на день вперед, изготовитель удлиняет ее срок годности, поэтому торговля располагает несколько большим сроком для ее реализации. Видимо, молкомбинат, нанося маркировку «с заделом», шел навстречу торговым предприятиям, — говорит Валентина Анисимова.

Чтобы прекратить такую практику, сотрудники Роспотребнадзора вели работу и с представителями торговли, которые тоже несут ответственность за продажу неправильно маркированного товара. Специалисты призывали торговцев обращать внимание на даты выработки и не брать неправильно маркированную продукцию — тогда изготовитель и посылать ее перестанет. Но все равно случается, что «продукция будущего» на прилавках появляется. Почему?

— Чтобы покупателей, грубо говоря, не отравить, мы смотрим прежде всего на дату окончания срока годности продукции. Она важнее, поэтому, видимо, получается, что дата выработки упускается из виду, — говорит владелец торговой сети «Вега» Евгений Гоголицын.

Татьяна Тихонова
№105(22515)
17.06.2009

Источник: Газета «Речь»