Мерси Баку
Череповецкий футболист бьется за честь Азербайджана
Больше всего на свете Даниэль Ахтямов, воспитанник череповецкого футбола и эксфорвард «Шексны», а ныне нападающий сборной Азербайджана, опасается матча против России, который состоится 14 октября в рамках отборочных игр к чемпионату мира. Потому что ни от себя, ни от других не скрывает, что майку сборной кавказской республики надел исключительно потому, что в национальную команду своей страны, за которую болеет, пробиться не мечтал.
Четыре года назад, когда его впервые пригласили в сборную Азербайджана (об этом ниже), буквально в первом же матче удалось выйти на поле против сборной Англии, в составе которой играл тогда сам Дэвид Бэкхем. После нескольких сыгранных матчей Ахтямов выпал из поля зрения тренеров Азербайджана. Пришедший несколько месяцев назад на этот пост легенда мирового футбола Берти Фогтс вернул высоченного блондина в сборную. Однако, несмотря на помощь череповецкого форварда, Азербайджан в четырех играх пока не смог забить ни одного года. Последний матч с Уэльсом, состоявшийся на днях, тоже не стал исключением — кавказцы проиграли со счетом 0:1.
«Бэкхем и Бэкхем, ничего особенного, — вспоминает матч трехлетней давности против англичан экснападающий череповецкой «Шексны». — Такой же человек, как и все остальные, — две руки и две ноги. Может быть, желания больше, умения. И еще думает на три хода вперед, ну и партнеры шикарные. Он получает мяч, а они ему на выбор организуют несколько вариантов, как продолжить атаку. Ну и физическая подготовка у англичан поразила — знаменитости, миллионеры, а попробуй побегай с ними наперегонки. Я свежий вышел, и то мало за кем мог успеть».
Столь широкий выбор, за какую сборную играть, как у Даниэля Ахтямова, вряд ли кому доставался. Сразу четыре страны он мог с равным успехом и не кривя душой счесть родиной. Сын уроженца Баку появился на свет в Ташкенте. В украинской провинции, едва научившись ходить, заинтересовался футболом и впервые пнул ногой клетчатый мяч. В Череповце в семилетнем возрасте надел шипастые бутсы и форменную футболку местного «Аиста». В итоге на Русском Севере Ахтямовы и осели. «С чем связаны столь частые переезды: отец — военный?» — интересуемся. «Мама — бизнесмен», — отвечает Даниэль. О происхождении своего экзотического имени в мировой истории словообразования и головах родителей сам его носитель не осведомлен. «Никакой истории с именем не связано. Мама с папой назвали меня просто так, понравилось», — говорит Даниэль, который предпочитает оставлять всю экзотику в паспорте и незнакомым представляется Даниилом или Даней.
На выпускном вечере после окончания 9 класса одноклассники увлечены разговорами на тему «кем быть» и «куда поступать». Один Даниэль участия в разговорах не принимает, поскольку все для себя решил. Несколькими днями раньше его пригласили в школуинтернат московского «Локомотива», и жизнь представляется ему прямой и открытой, как железнодорожное полотно перед поездом. «В этом даже не столько моя заслуга, сколько папина, — честно сознается Ахтямов. — Через какието свои знакомства, которые еще с тех лет остались, когда он сам играл, устроил мне просмотр в «Локомотив». Я понравился, и меня пригласили. Много звезд повидал нашего местного уровня — с основным составом «Локомотива» тренировались вместе. Перед важными матчами нас, молодых, отдавали им на растерзание, устраивали спаррингматчи: они лупили нас, как хотели, а нам было запрещено отвечать тем же. Но мы не обижались. Уходя с поля в синяках, желали ребятам удачи — «Локомотив» ведь тогда в Лиге чемпионов играл».
Спустя несколько лет выяснилось, что синяки терпел зря: «учеба» закончилась, а в дубль клуба железнодорожников молодое дарование не приняли. «Зализывать раны» приехал в Череповец — в течение спортивной карьеры родной город неоднократно будет поматерински принимать Даниэля в свои объятия. Спустя полтора года, замысловатым транзитом Череповец — Подольск — Баку 19летний футболист оказался в азербайджанском клубе «Интер». Заслуга снова отцовская — сам в прошлом футболист, Расим Ахтямов, пользуясь связями, устроил отпрыску непыльную и хорошо оплачиваемую должность. Клуб спонсировался главным банком страны — молодой череповчанин зажил на широкую ногу, ко всему прочему и на поездки в курортные дали тратиться не приходилось. Да и пирожки с вареньем доставались бесплатно, поскольку в Баку живет родная бабушка. Вместо фотографии Октябрьского моста в напоминание о Череповце на Кавказ с Вологодчины была перевезена любимая девушка. Спустя считанные месяцы после приезда в Баку Даниэля заметили и пригласили сначала в молодежную, а потом и в основную сборную страны. «Я подумал, почему бы и нет, — вспоминает футболист. — Приглашения из своей сборной, российской в смысле, мне все равно не дождаться…» Появление в главной команде Азербайджана первого блондина едва ли не за всю ее историю вызвало ликование у болельщиков: мол, наконецто появилась светлая голова. К тому же его похорошему агрессивная манера игры в «Интере» внушала определенный оптимизм. В команде же «светлая голова» не всем пришлась по вкусу. «Друзей я там себе пока не нажил, — говорит Даниэль. — Музыка у них своя, разговоры свои, язык свой — спросишь порусски, ответят, но нехотя както». Сейчас в стан сборной Азербайджана он ездит не из местного «Интера» и не из Череповца, а из Белоруссии. В межсезонье Ахтямов перешел из «Шексны» в команду «Минск».
Сергей Виноградов №104(22514)
12.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →