На всю железку
В Кириллове впервые в истории Вологодчины состоялся настоящий рыцарский турнир
Главной целью нескольких десятков мужчин в стальных латах было покорить сердце единственной дамы — директора КириллоБелозерского музеязаповедника Галины Ивановой. Ведь если «первый блин» нового фестиваля «КириллоБелозерская осада» ей приглянется, фестиваль сделают традиционным.
По крайней мере, организаторы — члены самого авторитетного в России клуба военноисторической реконструкции из Тулы — готовы приезжать сюда ежегодно, несмотря на то, что на железной шее клуба сидят ежегодные всероссийские фестивали вроде «Ледового побоища» и «Куликовской битвы». Подобного размаха в Вологодской области еще не видели, как не слышали и «гремящей поступи» живых средневековых рыцарей в полном обмундировании, словно сошедших со страниц романа «Айвенго». Помехой для фестиваля едва не стала африканская жара, пришедшая в Кириллов, — холодное оружие и доспехи в считанные минуты сделались раскаленными.
«Тульский кремль — детский лепет в сравнении с вашим»
Центральным событием «КириллоБелозерской осады» стала реконструкция событий 1612 и 1613 годов, бушевавших под стенами монастыря, когда кирилловцы были вынуждены защищаться от польсколитовских захватчиков. Спустя почти триста лет у стен «бушевали» сотни и тысячи местных жителей и туристов, мечтавших стать зрителями реконструкции, в которой приняли участие почти сто человек из двенадцати военноисторических клубов. «Историки» приехали в Кириллов из Москвы, Тулы, Калуги, Белгорода, Екатеринбурга, Саранска, а также Вологды и Череповца. Зрители представляли преимущественно два последних города — фестиваль еще не прогремел понастоящему. Помимо реконструкции битвы, на территории монастыря прошли турниры по фехтованию и среди лучников, конные состязания, дефиле в средневековых костюмах и доспехах. Также работали средневековые аттракционы и историческая ярмарка.
«Открыть фестиваль по XVII веку — наша старая задумка, и мы очень рады, что она наконец реализовалась, — рассказывает «Речи» руководитель тульского молодежного клуба исторической реконструкции и фехтования Олег Лукьянов. — Мы очень долго искали место для проведения такого мероприятия, потому что место — это едва ли не самое главное в фестивале. Оно дает не только картинку, но и особый исторический дух. КириллоБелозерский монастырь идеально подошел для наших планов. Большое спасибо администрации музея за то, что она откликнулась на наше предложение и не побоялась пустить на свою территорию несколько десятков вооруженных людей в доспехах. От Тулы, конечно, далековато, но поверьте, таких комплексов, как в Кириллове, из этой эпохи в России больше нет. Есть Тульский кремль и Коломенский кремль, но все это детский лепет в сравнении со здешним монастырем».
Дома и родные стены — зрительская ложа
Событие, реконструированное на глазах почтенной публики, для удобства обзора усаженной в «ложах» на крепостных стенах монастыря, имело реальную историческую основу. В 1612 году остатки польсколитовского войска, выгнанные из Москвы Мининым и Пожарским, отправились на север, по дороге обрастая разным разбойничьим сбродом. Из здешних городов пострадали все, но осаду выдержал только Кириллов — более сильные Вологда с Белозерском пали. «Эта осада, на мой взгляд, недостаточно изучена, а ее значение недостаточно оценено историками и обществом», — сказала директора музея Галина Иванова.
Один из эпизодов, произошедших в те годы, и увидели зрители фестиваля. Кирилловское войско, составленное из стрельцов, монахов и крестьян, отбивало армию пришлых «железных человечков». На вид защитники выглядели куда слабее захватчиков (за последних палили пушки череповецкого клуба «Стальной шлем»), но одно преимущество у них было — родные (и крепкие притом) стены. Битва продолжалась не больше четверти часа, что расстроило публику, заплатившую за вход по 150 рублей (местных пускали за сумму, в три раза меньшую). «Настоящее сражение и не могло быть длинным, оно протекает очень скоротечно — буквально минуты, редко десятки минут, — защищает постановку ее автор Олег Лукьянов. — Когда говорят о битвах, продолжавшихся по трое суток, знайте: это из сказок или из летописей, которым свойственно преувеличение. К примеру, возьмем фильм «Александр. Невская битва», для которого наш клуб сделал восемь доспехов первого плана. По моему мнению, фильм серьезный и очень сильный. Я слышал, что к нему множество претензий такого же плана — дескать, битва начинается лишь во второй части фильма, да и то очень быстро кончается. Я считаю, что политические интриги, которым режиссер уделил больше времени, чем битвам, фильм украшают — люди хотели снять настоящее историческое кино».
«Пластиком не занимаемся»
В чем в чем, а в исторической некомпетентности туляков упрекнуть трудно. Особенно что касается упомянутого 1612 года. Ведь на «железе», выполненном для одноименного фильма Владимира Хотиненко, тоже стоит клеймо мастерских тульского клуба «Сварга». Стандартный стальной рыцарский костюм мастер делает около года. Материал — закаленная сталь, и никакой нержавейки. «В фильм «1612» нас взяли не сразу, — рассказывает Владимир Терехов, один из лучших в России специалистов по старинному холодному оружию. — Был довольно серьезный тендер. Больше всего киношников смущали наши цены. Они привыкли к тому, что пластиковые доспехи, которые будут смотреться, как стальные, можно за копейки заказать на Западе. Мы пластиком не занимаемся, а изготовить из металла по тем же ценам не можем. Каждая вещь у нас делается вручную и стоит иногда несколько десятков тысяч рублей, а в Европе их отливают на конвейере по одним и тем же лекалам, и просят 150 — 200 долларов за штуку. И тем не менее надо отдать должное съемочной группе: они ради правдоподобия пошли на дополнительные траты и заказали у нас доспехи и оружие. Хотя всем известно, что именно на этом экономится бюджет. Лично я делал кирасы для польских гусар — киношники не могли найти аналога больше нигде. Настоятельно просили не усложнять, сделать попроще и подешевле. И потом я понял почему: на экране мои кирасы мелькнули на несколько секунд, и рассмотреть их орнамент или тонкости работы просто невозможно». После этих слов Владимир Терехов на пять минут прервал рассказ — его товарищ, запрятанный в стальную ловушку доспехов, нуждался в помощи. Проведя пятнадцать минут «в окружении» раскалившегося на 30градусной жаре железа, воин нуждался в понимании, сочувствии и холодной воде, которой ему обтерли лицо, подняв забрало, верные друзья. «Картина «1612» мне понравилась прежде всего правдоподобием, — продолжает мастер Терехов. — Помните сцену, где в считанные секунды воины перебили противника из засады? Многим этот эпизод кажется надуманным и негероическим, но в жизни так и было. Влезьте в такие тяжеленные доспехи, прошагайте денек маршем по лесу, и я посмотрю, как вы отразите неожиданную атаку».
Сергей Виноградов
№104(22514)
12.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →