Одарить рублем
Россия предлагает миру свои палладиевые деньги
Трудно сказать, могло бы выйти иначе в нынешние кризисные времена, но Петербургский международный экономический форум 2009 года получился безрадостным. Президент РФ Дмитрий Медведев большую часть форума занимался самобичеванием. Он признал, что сырьевую экономику России не удалось реализовать на инновационное развитие, как не удалось провести и ряд прочих реформ. Новых реформ президент, впрочем, тоже не обещал. Другие российские чиновники лишь осторожно радовались росту цен на нефть, мечтали о заветных 100 долларах за баррель и предлагали миру палладиевый рубль в качестве новой конвертируемой валюты.
В Питере говорят, что губернатор Валентина Матвиенко попросила бизнесмена Романа Абрамовича не заплывать на своей немаленькой яхте в Неву. Дескать, время не то, и подобная демонстрация роскоши может показаться неуместной. Насколько слухи соответствуют действительности, неизвестно, только белоснежной многопалубной яхты на Неве на этот раз действительно не было. А внимание питерцев больше занимали огромные пробки, образовавшиеся изза наплыва высокопоставленных гостей. Их список был весьма представительным. Российское руководство прибыло почти в полном составе, начиная с президента и заканчивая практически всеми членами правительства. Среди иностранных гостей — и бывший премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми, и президент Филиппин Глория Макапагал Арройо, и эксканцлер Германии Герхард Шредер, и лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Колумбийского университета Роберт Манделл. Не говоря уже о многочисленных министрах торговли и экономики из разных стран и о первых лицах российского и зарубежного бизнеса. В Петербурге также собралось практически все мировое «энергетическое правительство» — главы крупнейших нефтегазовых корпораций и министры большинства добывающих углеводороды стран.
Вообщето, форум изначально не предполагал значительных откровений со стороны российских чиновников, которых президент Медведев неделей раньше попросил «поумерить языки» и не болтать лишнего о сумрачных перспективах российской экономики. Сконцентрироваться участникам российские власти предложили на международной тематике. Тем не менее правительство России, президиум которого посетил форум почти в полном составе, сделало несколько важных заявлений. В первый же день министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что нефтяной резервный фонд, благодаря которому Россия смогла поддерживать высокий дефицит бюджета в 2009 году, закончится уже в 2010 году. Сам бюджетный дефицит в текущем году может достичь 10 % ВВП (в бюджете заложен показатель в 7,4 %), в следующем — превысить запланированные 5 процентов. С 2011 года Россия будет занимать на внешних рынках ежегодно более 10 млрд долларов, чего не делала с 2000 года. Кудрин, как один из самых ярых пессимистов в российском правительстве, исходит из среднегодовой стоимости нефти в 50 — 53 доллара за баррель. В случае превышения фактической цены на сырье над прогнозной дополнительные доходы будут направляться в национальные фонды, а затем использоваться на текущие расходы, в частности на покрытие дефицита федерального бюджета. Другие чиновники на форуме делали более оптимистичные прогнозы. Так, зам.министра экономического развития РФ Андрей Клепач заявил, что наиболее вероятный прогноз на 2010 год по среднегодовой цене на нефть — 60 долларов за баррель. Этот прогноз, в сравнении с минфиновским, означает более высокие доходы и меньший дефицит бюджета. Однако и 60 долларов для сырьевой России — мало. Вицепремьер России Игорь Сечин, который курирует в правительстве ТЭК, заявил, что текущие цены на нефть на мировом рынке являются некомфортными, так как России нужно, чтобы нефть стоила не менее 75 долларов за баррель. Сейчас европейская Brent на мировом рынке стоит более 70 долларов за баррель, а российская Urals — на несколько долларов меньше. Цена на нефть, по мнению Сечина, в настоящие времена во многом определяется спекулятивными факторами, поэтому Сечин предпочел сделать прогноз на будущее. По его мнению, через дватри года стоимость барреля может достичь и 150 долларов. Вторили Сечину председатель правления Газпрома Алексей Миллер (100 долларов за баррель в 2010 году) и глава британской ВР Тони Хейворд (150 долларов в «ближайшее десятилетие»).
В Минэкономразвития, однако, полагают, что цена на нефть не сможет подняться до сотни долларов за баррель. Это одна из причин, по которым министерство не ждет быстрого восстановления экономического роста в России. В 2010 году, по мнению чиновников, рост ВВП России может составить от нуля до 1,3 %, а «рост экономики на 4 — 5 % в год мы вряд ли увидим в ближайшее десятилетие». «Нас ждет стагнация либо медленный рост», — заявил, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Андрей Клепач. Похоже, мечты Владимира Путина об удвоении ВВП экономисты министерства похоронили окончательно.
Высокие цены на нефть и то, что Банк России вновь начал наращивать порастаявшие в период плавной девальвации резервы, позволили первому вицепремьеру Игорю Шувалову заявить, что правительству хватит резервов пережить вторую волну банковского кризиса, если она случится. Речь идет о прогнозе Кудрина, который еще в марте заявил о такой мрачной перспективе. По оценке главы Минфина, «вторая волна» будет связана с резким увеличением невозвратов банковских кредитов предприятиями, что, в свою очередь, резко увеличит просрочку в кредитном портфеле российских банков и негативно отразится на их финансовых показателях. На форуме Кудрин пообещал дать средства банкам, которым, по его прогнозам, все же не избежать проблем изза «плохих долгов». Другие чиновники призвали министра финансов не пугать «себя и других волнами кризиса».
Цена на нефть, рост ВВП, дефицит бюджета и просрочка в кредитном портфеле российских банков — вот, пожалуй, и все значительные темы, которые обсуждались на форуме. О реформах российской экономики, как и о ее посткризисном развитии, правительственные участники форума практически не говорили. Впрочем, разнообразие в происходящее внес председатель Госдумы России Борис Грызлов. Он предложил разработать и ввести в обращение российский рубль из палладия. «Это была бы очень устойчивая валюта, — отметил Грызлов. — Можно вспомнить николаевский червонец, который был свободно конвертируем и хорошо ходил».
Напомним, червонцем называлась денежная единица, выполненная из золота. Она имела хождение в Российской империи и долгое время при СССР, поскольку металлические деньги всегда пользовались большим доверием, чем бумажные. С начала ХХ века червонцами назывались деньги номиналом в десять единиц. Это было связано с выпуском в РСФСР в 1923 году золотой монеты, которая весом, металлом и размером повторяла монету в 10 рублей времен правления Николая II. Советский золотой червонец предназначался в основном для оплаты внешнеторговых операций и широкого хождения внутри страны не имел. В 1925 году западноевропейские государства организовали «золотую блокаду» СССР, перестав принимать к оплате золотые монеты выпуска 1923 года. В этой ситуации СССР возобновил чеканку николаевских червонцев оригинальными штампами, сохранившимися в Петроградском монетном дворе. В 1925 — 1926 годах их было выпущено два миллиона штук, и зарубежные государства такие имперские деньги к оплате попрежнему принимали.
До сих пор Центробанк России использовал палладий только при чеканке памятных монет, но они, как и монеты из платины, сейчас считаются большой редкостью. Речи о массовом производстве денег из палладия всерьез никогда не шло. Одна из причин этого заключается в том, что палладий, хоть и стоит почти в четыре раза дешевле золота (около 240 долларов за тройскую унцию), все равно достаточно дорог для производства наличности. По оценке экспертов, палладиевая монета размером с современную пятирублевую имела бы массу около 8,5 грамма. Стоимость металла для ее производства составила бы почти 70 долларов. Таким образом, с учетом стоимости чеканки стоимость самой монеты доходила бы до четырех тысяч рублей. Поэтому палладиевый рубль мог бы представлять разве что инвестиционный интерес. Однако для изготовления инвестиционных монет палладий также подходит мало. Вопервых, этот металл не на слуху, в то время как золото и серебро пользуются гораздо большим спросом. Вовторых, палладий является больше техническим металлом, используемым в автомобильной и электронной промышленности, чем драгоценным. А значит, и спрос на него имеет узконаправленный, неинвестиционный характер. Впрочем, золотовалютные резервы Центробанка России, помимо долларов, евро и монетарного золота, включают в себя и палладий, но объем его запасов держится в строжайшем секрете.
Любопытно, что за два дня до заявления Грызлова Дмитрий Медведев рассказал в интервью американскому телеканалу, что для предотвращения кризиса в будущем необходимо создать несколько резервных валют. При этом Медведев добавил, что одной из резервных региональных валют мог бы стать рубль. Кстати, если бы рубль все же чеканился из палладия, Россия действительно могла бы предложить его всему миру. Дело в том, что наша страна благодаря «Норильскому никелю» контролирует почти половину мирового рынка палладия. Так, в 2007 году объем мировых поставок этого металла составил 267 тонн, из которых 141 тонна пришлась на Россию. Остается добавить, что палладий получают при переработке сульфидных руд никеля и меди. Он относится к благородным металлам платиновой группы и в ювелирном деле используется для получения сплавов «белого золота», поскольку при добавлении в золото незначительного количества палладия цвет сплава становится серебристобелым. В чистом виде в ювелирной промышленности палладий практически не используется, так как этот металл значительно тверже золота или серебра.
Сергей Бегляк №103(22513)
11.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →