Летние кафе — «героический» бизнес?
В Череповце уже открылись 12 сезонных заведений
Услуги летних кафе пользуются большой популярностью среди населения. В общей сложности в этом сезоне горожан примет 31 такое заведение, в том числе и на пляжах. И хотя короткое череповецкое лето не позволяет заработать большие прибыли, сезонные заведения открываются из года в год. Но какой ценой поддерживается традиция?
Бум летних кафе мы пережили в 2000 — 2003 годах. Тогда достаточно было выставить столик, сделать шашлык — и люди отдыхали. Нынче потребитель стал взыскательный. Горожанам хочется, чтобы летние кафе приобретали более цивилизованный вид, предлагали европейский уровень обслуживания.
Чего хотят городские власти? Да того же, что и горожане. А потому берут летние кафе под жесткий контроль. Кроме того, городские власти вынуждены из года в год шлифовать правила игры — ради удобства и комфорта горожан или с целью привести нормативные акты в соответствие с федеральным законодательством. Нынешний сезон не исключение. Теперь кафе делятся на те, что стоят на землях собственника, и те, что находятся на муниципальных землях как временные сооружения. И в зависимости от этого поразному должно проходить их оформление. Переменам предприниматели далеко не всегда рады. Почему?
Николай Похабин, генеральный директор ООО «Фишка»:
— У меня три летних кафе уже открыты с 1 мая: два в Заречье и одно в Индустриальном районе. Сложности? Да вроде их нет, но только потому, что я уже десятый год открываю летние кафе и хорошо знаю правила. Но тому, кто впервые решится, я бы не посоветовал этим заниматься. Ввели новое постановление: чтобы открыть кафе, нужно согласовать это с собственником земельного участка, а собственник берет разрешение в комитете по управлению имуществом. Далее цепочка согласований и разрешений длинная: милиция, санэпиднадзор, пожарные, энергетики, другие надзорные структуры. Мало того, ты каждый год сдаешь «экзамен» как в первый раз, поскольку правила игры меняются. И пока преодолеешь все эти бюрократические преграды, не захочешь и заниматься этим видом бизнеса. А по погоде — овчинка выделки не стоит. Работать три месяца, а с бумагами убегаешься. Мне, например, непонятно, почему запрещено выставить холодильник с мороженым у кафе? Ради чьего удобства? Вся страна торгует, а нам нельзя.
Анатолий Кашпер, генеральный директор ООО «Общепитсервис»:
— Я много лет занимаюсь этим видом бизнеса, пожалуй, первым и открыл летнее кафе в «криулях», если помните. Идею подсмотрели в Сочи. А после в Череповце летние кафе стали расти как грибы после дождя. Один год их было больше ста. Сейчас у меня два кафе, оба в Индустриальном районе. Я убежден в том, что городу они крайне необходимы. Вспомните советские времена, когда жарким летом в городе была неприглядная картина, поскольку жаждущие выпитьзакусить располагались на газонах, в подъездах, на пляжах, пустырях. Как говорится, в антисанитарных условиях проводили свой досуг. С тех пор многое изменилось в лучшую сторону. Появились даже биотуалеты (у нас бесплатные), к которым люди постепенно привыкли. И порядка стало больше, поскольку в кафе и столики, и урны, и «дисциплина», за которой следят представители охранных агентств. Время летнего кафе вокруг «столика с шашлыком» прошло.
Олег Баринский, частный предприниматель:
— Если Череповец собирается развиваться как цивилизованный город, то кафе должны быть. Другой вопрос, как они выглядят и как развиваются. На мой взгляд, нельзя утверждать, что созданы все условия для развития этого вида бизнеса на равных с такими традиционными, как торговля, общепит, услуги. Я 11 лет занимаюсь летними кафе, и каждый год приходится доказывать, что ты не верблюд. Перспектив их развития не знает никто. И каждый год нужно героически преодолевать препятствия, изучать новые правила игры, пробивать, согласовывать, подключаться к электроэнергии, выполнять требования Роспотребнадзора, подбирать людей на временную работу. Результат же может быть, а может и не быть. Я максимально завишу от погоды. Идет дождь — гостей не жди. Опять же бесплатные биотуалеты. Их обслуживание — это большие издержки. Когда услуга была платной, это позволяло платить специальному работнику и держать качество. Бесплатная услуга — дополнительные ощутимые расходы.
Татьяна Ковачева
№100(22510)
08.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →