8 июня 2009 года. 11:56

Школьное образование как товар

Товар, который требует рекламы: демография вынуждает школы бороться за учеников
Рыночные механизмы стали актуальны теперь и в образовании: в условиях демографического кризиса и введения нормативно­подушевой системы оплаты труда череповецкие образовательные учреждения начали конкурировать друг с другом. Применяют такие формы, как размещение информации о себе на интернет­сайте управления образования, в объявлениях на подъездах домов, проведение дней открытых дверей, организация подготовительных курсов. Используется даже наружная реклама, например баннеры. Насколько школы озабочены набором и наполняемостью классов?

Общегородская ситуация.

— В этом году школы начали публиковать информацию о том, какие программы они реализуют, каковы условия обучения, какие дополнительные услуги предлагаются на базе школы. Это делается по разным причинам, — комментирует заместитель начальника управления образования Наталья Стрижова. — Во­первых, на сегодня у нас не очень благополучная ситуация с демографией, общее количество детей намного меньше, чем 10 или 15 лет назад. Во­вторых, с 1 января 2009 года все наши общеобразовательные учреждения перешли на нормативно­подушевое финансирование, и от того, сколько детей в школе, зависит финансирование данного учреждения и фонд оплаты труда. Поэтому каждая школа стала уделять больше внимания своему имиджу.

Наиболее остро демографиче­ские проблемы ощущаются на уровне третьей, высшей, школьной ступени — это 10­е и 11­е классы. В пяти школах города уже сегодня нет выпускников 11­х классов и не ведется дальнейшего набора. Тем не менее в этом году предусмотренного в программе по образованию перехода общеобразовательных школ в разряд базовых (то есть с обучением до 9­го класса) не предвидится — по словам Натальи Владиславовны, в органах управления образования решили проводить эту реформу постепенно. Зато у тех школ, которые планируют набор в 10­е классы, уровень конкуренции возрастает.

— Действительно, в 9­х классах становится меньше учеников, в 11­х сейчас — совсем мало. Конкуренция на этом этапе объяснима, ведь количество субъектов образовательного процесса при снижении числа детей не изменилось, к тому же здесь необходимо учитывать, что борьба за десятиклассников идет не только между школами, но и между училищами, — объясняет Наталья Стрижова.

Это общегородская ситуация и точка зрения. А какие действия предпринимают отдельные школы для того, чтобы обеспечить своим классам нормативную наполняемость?

Школа № 3.

— С комплектацией начальных классов у нас все нормально, — рассказывает директор МОУ СОШ № 3 Валентина Кондратьева. — Уже скомплектовано два первых класса, но родители еще приходят, в том числе из нашего района, поэтому мы обязаны принимать у них документы. Всего планируется набрать три класса, но третий пока под вопросом. Что касается высшей ступени, то в этом году у нас формируется профильный дизайнерско­технологический класс. Такой опыт будет для нас новым, поэтому пока трудно предположить, какая будет реакция. Основную часть класса составят наши 9­класс­ники, но их будет недостаточно, и, безусловно, хотелось бы каким­то образом привлечь ребят. Нам разрешили сетевой набор детей из других школ, но проблема в том, что сейчас школы очень неохотно идут на то, чтобы отдавать учеников. Поэтому приходится размещать информацию на сайте, в частном порядке развешивать объявления — ведь в этом году конкуренция между школами, безусловно, усилилась. Детей стало меньше, школы оказались в ситуации, когда не из кого формировать 10­е классы, в каких­то школах вообще не будет 10­х клас­сов, у нас он будет единственным.

Школа № 4.

— Первых классов у нас будет три, они уже практически укомплектованы. А вот с высшей ступенью сложнее, — говорит Ирина Оленичева, директор МОУ СОШ № 4. — У тех, кто сейчас перешел в 9­й класс, интерес к продолжению обучения в школе повысился, но это будет актуально только в следующем году. А в этом году немного сложнее. Также у нас непростая ситуация с пятиклассниками — это связано с тем, что в районе (ул. Вологодская — авт.) много общежитий металлургов, семьям которых часто дают квартиры в Зашекснинском районе. Само собой, переезды сопровождаются переводом детей в другие школы. Но пока комплектуем нормально, будем надеяться, что в дальнейшем все классы будут сохранены. Непосредственно к рекламе мы пока не прибегали, так как еще нет острой необходимости.

Школа № 37.

— В первые классы мы не набираем, у нас городской набор с 5­х классов, — рассказывает директор МОУ СОШ № 37 Дмитрий Кузьмин. — Мы сейчас опять переходим в статус лицея, учебный год мы уже начнем не как 37­я школа, а как лицей «АМТЭК». Наборы в этом году идут нормально, 5­е классы почти набраны, 10­е — ждем, что будет набор, два класса набрано, третий — наполовину. Также у нас идет набор в 8­е классы, но здесь все уже укомплектовано. Тем не менее рекламой мы пользуемся активно, обычно наружной — она, по нашему мнению, имеет наибольшую эффективность. Кроме этого, для привлечения ребят и родителей в школе устроены подготовительные курсы, дни открытых дверей. Обычно те ребята, которые приходят, приводят с собой своих одноклассников. Впрочем, бренд у нас известный в городе, поэтому за наборы мы не беспокоимся.

Школа № 9.

— У нас набор идет нормально, и в первые, и в десятые классы: планируется в этом году сделать два десятых класса с углубленным изучением математики, — говорит директор МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 9 Людмила Волкова. — Но с теми, кто хочет пойти в нашу школу, стараемся общаться: для будущих первоклассников и их родителей проводится день открытых дверей, организуем отдельные встречи с родителями, на базе школы идут подготовительные курсы. Предоставляем информацию о программах школы — в частности, ее можно увидеть на сайте управления образования. Конечно, в этом году ситуация изменилась, отрицать это сложно, но остро мы пока этого не ощущаем.

Елена Срапян
№100(22510)
08.06.2009

Источник: Газета «Речь»