5 июня 2009 года. 13:34

Глуши мотор!

Американский автопром объявил себя банкротом
С прошлой пятницы произошло немало революционных событий в сфере мирового автопрома. Уже в понедельник один из символов и столпов экономической мощи США автогигант General Motors (GM) объявил о банкротстве. Концерн, который пережил две мировые войны и Великую депрессию, будет ликвидирован и превращен в полугосударственную фирму, выпускающую не мегамощные «Хаммеры» и им подобные модели, а копии европейских малолитражек. Еще накануне этого события, в субботу, стало известно, что российский Сбербанк «откусил» от умирающего GM солидный кусок немецкого Opel (35 % пакет акций), что позволит обрести до сих пор отсталому российскому автопрому принципиально новые технологии. Отдельные эксперты даже поспешили сделать вывод: в условиях кризиса наша система продемонстрировала большую крепость и устойчивость.

Этого в США многие ждали, но почти все до последнего не верили, что такое в действительности возможно. Концерн GM официально признал себя банкротом и начал судебную процедуру защиты от претензий кредиторов. Банкротится не просто корпорация, а икона американского капитализма. GM более века олицетворяла собой хорошие рабочие места для американцев и американское превосход­ство в промышленности. Банкротство GM стало четвертым по величине за всю корпоративную историю США и крупнейшим в истории американских промышленных компаний (до сих пор лопались в таких масштабах лишь финансовые структуры). Проблемы у компании начались лет десять назад, когда появилась сильная конкуренция в лице экономичных и технологичных азиатских автомобилей. В условиях дорогой нефти и нарастающей борьбы за охрану окружающей среды западный потребитель отдавал предпочтение японским и корейским маркам. Финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, только усугубил ситуацию. В 2005 — 2008 годах GM зафиксировала убытки в 82 млрд долларов. С конца прошлого года GM, как и другой член «большой детройтской тройки» — Chrysler, работает только благодаря госкредитам. Третий член «большой» американской автотройки» — Ford — пока ухитряется обходиться без помощи властей. Эта компания начала реструктуризацию еще до финансового кризиса.

С объявлением банкротства потеряли стоимость существующие акции GM, которые накануне продавались по рекордно низкой цене 0,75 доллара за одну акцию (еще год назад акция стоила в сто раз больше — 75 долларов). Из заявления исполнительного директора GM Фрица Хендерсона стало ясно, что корпорация уже в этом году закроет в США 11 автозаводов и остановит еще четыре, уволив 21 тысячу американских рабочих. Будут закрыты и 2600 из шести тысяч дилерских центров. Обновленная компания станет гораздо компактнее, будет выпускать, как планируется, лишь 10 млн машин в год (до сих пор выпускалось 16 млн) и сохранит только конкурентоспособные Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC, а Pontiac, Saturn, Saab и Hummer будут проданы. Но главная новость в том, что контрольным пакетом General Motors будет владеть отныне правительство США. Оно уже выделило концерну 20 млрд долларов, чтобы удержать его на плаву, и напечатает еще 30 млрд долларов под план радикальной ре­структуризации, поскольку сейчас концерну просто не на что вести производство. Таким образом, контрольный пакет акций GM — 72,5 % акций — достанется правительству США. Как мрачновато шутят в Америке, аббревиатура GM сохранится, но это уже будет не General Motors, а Government Motors (Моторы правительства). 12 % акций передадут правительствам Канады и канадской провинции Онтарио, которые вместе предоставят помощь в размере 9,5 млрд долларов. Одновременно могучий профсоюз Объединенных автостроителей пошел на серьезные уступки по замораживанию зарплаты и отмене премий, что позволит новой компании экономить до 1,3 млрд долларов в год. К тому же приняты оговорки, которые будут затруднять профсоюзу организацию забастовок.

А вот владельцы долгосрочных облигаций GM не согласились на предложение погасить задолженность по ценным бумагам в размере 24 млрд долларов в обмен на 10­процентную долю в акционерном капитале новой реструктурированной фирмы. Чтобы эта сделка состоялась, было необходимо согласие 90 % инвесторов. Однако набралось их гораздо меньше. Поэтому концерн и укроется за статьей 11 Закона о банкротстве, которая предполагает защиту от кредиторов. Ожидается, что судебная процедура завершится в течение 60 — 90 дней.

Хотя правительство США и заявило, что не собирается вмешиваться в повседневное руководство концерном, уже ясно, что совет директоров будет заметно обновлен и новые члены будут назначаться с ведома и по инициативе правительства. Президент США Барак Обама месяц назад распорядился уволить прежнего главу концерна Ричарда Вагонера. Его администрация велела GM настроиться на выпуск экономичных автомобилей и выйти на самоокупаемость. Так что вмешательство правительства в дела концерна уже налицо. И именно Бараку Обаме придется теперь отвечать на много неудобных вопросов касательно новой GM.

О том, что покупателями контрольного пакета акций Opel станут канадская Magna и российский Сбербанк, еще в субботу заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Она уточнила, что подобную сделку поддерживает правительство Германии и что президент США Барак Обама в ней также заинтересован. Соруководитель Magna Зигфрид Вольф сказал, что компания завершит сделку с General Motors (продавец 100 % акций Opel) в течение четырех­пяти недель, а предоплату за покупаемые бумаги в размере 300 млн евро «внесет уже завтра» (всего Magna инвестирует в Opel около 500 млн евро). Когда и как будет оплачивать свою долю Сбербанк, не уточняется. Известно лишь, что Сбербанк станет одним из крупнейших акционеров Opel с долей, равной 35 % акций (Magna получит не более 20 %; еще 35 % акций Opel останутся у GM; а 10 % — у трудового коллектива).

Вообще­то, на создании этого траста настояли власти Германии, которые выделяют Opel кредит на сумму 4,5 млрд евро на пополнение оборотных средств. Дело в том, что, по информации газеты Die Welt, обеспечением по этому кредиту станут «все материальные и нематериальные активы Opel», то есть риск претензий по ним кредиторов GM должен быть исключен. Максимальный срок работы траста — шесть месяцев. Когда сделка состоится и траст будет ликвидирован, держателем 35 % акций Opel будет уже «обновленный GM», то есть GM, переживший банкротство, поясняют немецкие чиновники. Несмотря на то, что Сбербанк станет крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, он не будет определять его стратегию и производственную политику. По словам премьер­министра земли Гессен Роланда Коха, «российский партнер будет только держателем доли, а за руководство компанией будет отвечать Magna». Аналитики уже отмечали, что Magna структурировала сделку крайне выгодно для себя: именно от Magna исходила инициатива покупки Opel, Magna будет руководить немецким автопроизводителем, но формально не будет владеть даже его блокпакетом.

На состоявшуюся в минувшую субботу церемонию закладки первого камня столичного храмового комплекса российский премьер Владимир Путин прибыл на машине «ГАЗ­21», которую раньше производил контролируемый Дерипаской ГАЗ. И этот жест не остался без внимания иностранной прессы. Влиятельнейшая газета Financial Times отмечает, что в сделке между GM и консорциумом Сбербанк — Magna россий­ская кампания выступает в качестве «индустриального партнера». «Если сделка будет доведена до конца, в распоряжении российских инвесторов окажется одно из старейших иностранных предприятий GM и Россия получит крупный выигрыш от перетрясок, которые сейчас происходят в автомобильной индустрии», — опасается западное издание. Глава Сбербанка Герман Греф, министр финансов РФ Алексей Кудрин и независимые эксперты также сходятся во мнении, что приобретение Opel благотворным образом скажется на российском автопроме. Однако есть и такое мнение, что Сбербанк по завершении кризиса намеревается перепродать свою долю в немецком концерне более успешным российским производителям.

«В самый последний момент Opel Europe удалось найти покупателя, защитившего немецкий концерн от процедуры банкротства GM, однако Германию уже охватили сомнения в жизнеспособности сделки», — пишет Le Temps. Первым же высказал скепсис министр экономики Германии Карл­Теодор Гуттенберг, считающий эту операцию слишком дорогой и рискованной для государственного бюджета.

Во­первых, согласованная схема не имеет прецедентов: Opel будет вскоре переведен на временное доверительное управление. Как отмечает Frankfurter Allgemeine, главными акционерами опосредованно станут Путин и Обама. Эксперты указывают на тот факт, что все финансовые риски берет на себя немецкое государство, предоставляющее гарантии на выделение кредита в размере 4,5 млрд евро.

Западные издания волнует также, сколько рабочих мест будет сохранено. Упоминается цифра 10 % сокращений, но какие­либо гарантии отсутствуют. И наконец, автоэксперты сильно сомневаются в способности индустриального партнера Сбербанка — завода ГАЗ — воплотить амбициозные планы: завоевать 20 % российского рынка и со следующего года производить по 1 млн машин в год.

Во вторник Владимир Путин открывал еще одно новое сборочное производство компании Nissan в Санкт­Петербурге. Nissan вложил своих инвестиций в Россию более чем на 200 млн долл. Санкт­петербургский завод сможет выпускать до 50 тыс. автомобилей в год. Создано 750 рабочих мест. Персонал, по словам президента Nissan Карлоса Гона, обучался на лучших предприятиях компании в Великобритании, Испании и Японии. Владимир Путин не стал традиционно перерезать ленточку. Он буквально взмахнул рукой, как волшебной палочкой, и под фанфары перед его глазами стали раздвигаться двери картонного короба. Из небольшого тумана показался первый российско­ниссановский автомобиль — «Тиана». Господин Гон с трепетом вручил российскому премь­еру ключи от первого автомобиля, они заняли места в машине. Владимир Путин, как обычно, рулил.

Сергей Бегляк
№99(22509)
05.06.2009

Источник: Газета «Речь»