Автошколы лишают прав
Новые правила приема водительских экзаменов ставят под угрозу выживание автошкол в условиях кризиса
В ближайшем будущем экзамены на права будут принимать в учебной машине, увешанной видеокамерами и микрофонами. На время экзаменов всем находящимся в салоне запретят курить, слушать радио и говорить по сотовым телефонам. А уже к 2012 году практические экзамены должны приниматься только на автоматизированных автодромах, где каждое движение машины и даже положение рычага коробки передач будет дистанционно отслеживать диспетчерский пункт. Таковы новые требования, которые поступили в городские автошколы.
Ни одна череповецкая автошкола не готова принимать экзамены по новой методике, которая только что поступила в городские автообразовательные заведения и должна вступить в действие с 1 ноября. Частично новые экзаменационные правила вводятся с 1 июля, но автошколы всей страны просят отсрочек. Руководители школ уверены, что за оставшееся время оборудовать все учебные машины видеокамерами и создать полноценные закрытые площадки или автодромы, как этого требует закон, невозможно.
Проблема с реализацией новых правил носит общефедеральный характер. Во всей стране на сегодня существуют только три автошколы, которые соответствуют новым условиям: в Челябинске, Самаре и Кемерове. Согласно новым правилам все учебные машины, на которых будут приниматься экзамены, должны быть оборудованы комплексом автоматизированных систем управления. Речь идет о нескольких видеокамерах, фиксирующих как ситуацию внутри салона, так и на улице, о микрофонах, пишущих разговоры ученика, инструктора и инспектора ГИБДД, датчиках скорости, регистраторах для хранения всех этой информации и так далее. По мысли законодателей, все это позволит исключить коррупционные моменты и споры при получении прав.
Сам экзамен должен сдаваться или на площадке, требования к которой ужесточаются, или на закрытом автодроме. С 2012 года — только на автодроме. По сути, автодром — это минигородок, где сымитирована уличнодорожная сеть, расставлены знаки, светофоры, нанесена разметка и даже устроен железнодорожный переезд с настоящими рельсами. Все движение на автодроме отслеживает диспетчерский пункт, где отображается информация обо всех машинах, включая их скорости, положение рычагов коробки передач (их фиксируют соответствующие датчики в машине) и даже расстояния до препятствий, за которые тоже отвечают сенсоры в автомобиле.
Предполагается, что практическое вождение с 1 ноября будет приниматься в усиленном варианте. Если сейчас ученик сдает всего 3 упражнения, то с осени он должен будет сдать 12, начиная с разгонаторможения и заканчивая сложными в освоении вариантами парковки. Окончательное расположение машины после остановки расписано до сантиметра, и инспектор имеет полное право измерить расстояния рулеткой. Ограничивается список машин, на которых можно сдавать экзамены: для автомобилей устанавливаются строгие габариты. В них уже не входит, например, «Дэу Матиз».
— Установка комплекса видеонаблюдения только на один автомобиль стоит 83 тыс. рублей, — рассказывает президент областной ассоциации автошкол и руководитель автошколы в Череповце Андрей Заводчиков. — В моей школе, например, 12 машин. Где взять такие деньги? Построить болееменее хороший автодром обойдется примерно в 8 млн рублей. Если даже все городские автошколы скинутся, то денег нам на него все равно не хватит. Новая методика предполагает, что школа должна проводить психологическое тестирование на пригодность к вождению. Но ученик приходит к нам уже с медицинскими справками, в том числе от психиатра. На каком основании мы ему откажем, если компьютерный тест покажет, что он не пригоден? Есть, наконец, вопрос времени: сегодня практический экзамен группа и так сдает целый день, а в нем всего три упражнения. Если их будет 12, то экзамен растянется, наверное, на неделю. Ну и сдавать, конечно, будет очень сложно.
Возникает вопрос и о том, где строить требуемые автодромы: существующие у автошкол территории для этих целей не подходят, расширять их в большинстве случаев некуда. При отсутствии автодромов методика позволяет сдавать экзамены на закрытой площадке, но лишь ближайшие пару лет.
— Наши школы от этих новшеств, конечно, не в восторге, так как это огромные затраты, — рассказывает руководитель вологодской автошколы «Форсаж» Светлана Коновалова. — С 1 июля уже вступают в действие требования по оснащению машин видеокамерами. Все автошколы, у которых заканчивается лицензия, или только открывающиеся школы получат лицензию при условии, что на их машинах будут комплексы видеонаблюдения. Причем если такие комплексы стоят всего на двух машинах, то и лицензия будет выдаваться на то количество учеников, которые смогут обучаться на двух машинах. Что касается методики приема экзаменов, то она еще не вступила в действие, и неизвестно, утвердят ее или нет. На совещании в Москве нам сказали ждать и ничего пока не предпринимать. Сейчас нет ясности даже с тем, какие видеокомплексы ставить, так как они должны быть обязательно одобрены в ДОБДД, иначе использовать их можно только для внутреннего контроля.
Некоторые российские автошколы уже обратились в правительство страны с просьбой если не переработать, то хотя бы еще более отсрочить вступление в силу новых нормативных документов. По мнению авторов обращений, правила недостаточно хорошо проработаны и готовились без учета мнения общественных организаций. Специалисты также считают, что в сложных экономических условиях, когда автошколы и так лишаются клиентов, дополнительные затраты могут привести к их закрытию.
Андрей Ненастьев
№97(22507)
03.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →