2 июня 2009 года. 16:48

Сбербанк оседлал «Опель»

Сбербанк получит 35 % акций немецкого автоконцерна Opel — таков результат драматических переговоров о спасении знаменитой фирмы, которыми в последние дни жила вся Германия.
Ключевую роль в этих переговорах сыграла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Канадский концерн Magna совместно со Сбербанком станет владельцем контрольного пакета акций автопроизводителя. Таким образом, Opel будет независим от материнской компании — переживающего кризис General Motors (индустриальным партнером консорциума, не претендующим на долю в капитале Opel, стала группа ГАЗ Олега Дерипаски). Но именно участие в сделке крупнейшего российского банка, почти на 60 % принадлежащего Центральному банку, является знаковым событием. Никогда еще российским компаниям не удавалось получить на Западе активы такого рода (ближе всех к этому была, пожалуй, в 2006 году «Северсталь», претендовавшая на Arcelor). На неприятие своих инвестиционных намерений российские компании наталкивались и в Великобритании, и в Испании, и в Германии. Встречаясь в октябре 2006 года с немецкими предпринимателями в Мюнхене, тогдашний президент России Владимир Путин убеждал их не бояться русского бизнеса: «Те, кто к вам приходит сейчас, — это не Красная армия, а такие же капиталисты, как и вы!» И вот это произошло. Глобальный кризис сделал то, чего безуспешно пытались добиться российские власти все последние годы: на Западе с распахнутыми объятиями встречают инвесторов из России. «Такие же капиталисты», пришедшие теперь в германское автомобилестроение, имеют лицо Германа Грефа, который говорит от имени Сбербанка: «Мы как банк заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации, — сказал он. — На мой взгляд, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых, с точки зрения технологий, европейского производителя». Отныне стратегиче­ской целью консорциума­покупателя становится завоевание российского рынка автомобилей. Здесь руководство Magna рассчитывает в короткие сроки занять долю в 20 %. При этом новые владельцы Opel в особенности уповают на «компетенцию» российского партнера — ГАЗа.

Сергей Бегляк
№96(22506)
02.06.2009

Источник: Газета «Речь»