1 июня 2009 года. 16:40

В пояс Иоанну Богослову

В Череповце выставлена икона, аналог которой ближе Греции не найти
Еще три года назад икона Иоанна Богослова, принадлежащая коллекционеру Александру Гулько из поселка Шексна, была «триптихом». От времени и активного использования икона, датируемая второй четвертью XV века, распалась на три доски. Изображение святого за прошедшие столетия тоже подверглось значительным повреждениям. После двух лет работы с иконой вологодских реставраторов ее появление на выставке в московском Пушкинском музее в этом году произвело фурор в культурной общественности. По пути из Москвы в Шексну Иоанн Богослов на несколько дней заехал в Вологду (икона принимала участие в выставке к Дню музеев) и на месяц задержится в Череповце. Выставка одной иконы открылась в четверг в Художественном музее ЧерМО.

Отчего столичные искусствоведы, которые, казалось, видели­перевидели самые разные полотна, вознесли икону Иоанна Богослова, найденную в небольшой церквушке деревни Гвач Архангельской области, в разряд шедевров русской иконописи и даже включили в одноименную энциклопедию? Уникальность иконы состоит в том, что изображение Иоанна поясное, тогда как на Руси издревле этого святого, равно как и многих других, изображали в полный рост. В России подобные иконы не просто редкость, а чрезвычайная редкость, а посему ближайшие «родственники» архангельского поясного Иоанна располагаются не ближе, чем в греческом монастыре святого на острове Патмос. Также нетипичным для русской иконописи является изображение святого в движении — при внимательном взгляде создается впечатление, что святой идет навстречу. Это также традиция, восходящая к Греции.

«Икона — одна из редких, исполнение на высшем уровне, — рассказала корреспонденту «Речи» вологодский реставратор иконы Ольга Соколова, которая занималась ею почти два года. — Сегодня вообще трудно найти иконы с красным фоном, их называют краснофонными. Красный цвет говорит о раннем периоде исполнения. Памятник XV века, да еще так замечательно сохранившийся, сегодня большая редкость. Когда икона поступила ко мне, она состояла из трех отдельных досочек. Много было работы по сплачиванию иконы в один щит». Для сплачивания Ольга Александровна использовала обычный клей, а для собственно художественных реставрационных работ не менее обычную акварельную краску из магазина «Школьник». Ценность такой краски в том, что от нее легко и без ущерба для иконы можно в случае надобности избавиться, чего не скажешь о въедливой масляной краске.

Итак, собрав три досочки воедино, реставратор занялась вскрытием иконы — процесс это многомесячный и кропотливый. Дело в том, что наши предки тоже не желали мириться с ухудшающимся от времени изображением и сами подновляли иконы, для каковых работ имелись специальные люди. Для современных реставраторов их древние коллеги не столько помощники, сколько помеха. Ведь вскрытием как раз и называется стирание следов более позднего коллективного труда. На иконе Иоанна Богослова пришлось пройти три слоя специальным ластиком, дабы добраться до подлинных линий автора работы.

Помимо реставраторов­самоучек сказалась на иконе и вековая свечная копоть. По словам Ольги Соколовой, верующие, которые веками напролет прикладывались к иконе, ей практически не повредили (хотя, по словам реставратора, с нижней частью любой древней иконы всегда больше работы, чем с верхней). «Хочется выразить благодарность владельцу иконы, который не стал ее перепродавать, ища выгоды, и не спрятал в хранилище, а сохранил в Вологодской области и выставил на всеобщее обозрение», — говорит Ольга Соколова. Ее в череповецком музее знают очень хорошо — она неоднократно приезжала для текущих реставрационных работ на иконах из собрания ЧерМО. Некоторые проводила прямо тут, в зале.

Сергей Виноградов №95(22505)
01.06.2009

Источник: Газета «Речь»