1 июня 2009 года. 16:40

Кто кормит череповчан. Cвои производители или чужие?

Череповецкий продовольственный рынок в связи с кризисом претерпел серьезные изменения: снизился общий объем потребления, даже состоятельные покупатели теперь обращают внимание на ценники, резко упал спрос на деликатесы. Сетевики стали хуже платить поставщикам, а поставщики жалуются на нехватку сырья и острую конкуренцию со стороны иногородних предприятий. О положении с продовольствием в Череповце шла речь в минувшую пятницу на «круглом столе», который прошел в «Медиа­центре» и собрал представителей ведущих торговых сетей и производителей.
Спрос на местное и недорогое.

Вопрос цен на продукты сегодня остается главным для череповчан, чье благосостояние ухудшилось с началом экономических проблем.

— Складывается впечатление, что в череповецких магазинах цены на продукты даже выше, чем в Москве, — поделился впечатлениями руководитель «Медиа­центра» Олег КОРЯГИН.

Как отметил гендиректор ООО «Бибер» Олег Новиченок, по сравнению с докризисным периодом череповецкие поставщики подняли на 12,4 % цены на мясо, на 2 % увеличилась цена на молоко, а по всем группам товаров произошло куда более серьезное удорожание: на 20 — 22 %.

— В общем объеме закупок мы стали брать больше продукции местных производителей, — рассказывает Олег Новиченок. — Уменьшился общий объем потребления, и, соответственно, мы первым делом избавляемся от товаров из Москвы и Санкт­Петербурга, оставляем местные. Средний чек упал на 20 — 30 %, люди теперь берут товары более низкой ценовой категории. Если раньше покупали что­то интересное, необычное, то теперь приобретают в основном только то, что ост­ро необходимо. Стали значительно меньше брать алкоголь, элитный алкоголь просто стоит на полках. Спрос сместился в направлении дешевых вин, за 60 — 70 рублей.

О том же говорят и представители других торговых сетей. По их заверениям, в наиболее известных супермаркетах доля местной продукции составляет 90 % и больше, что обусловлено спросом: череповчане традиционно предпочитают местные продукты. Продовольствие из других регионов закупается «для ассортимента», а также в тех случаях, когда местные предприятия не могут произвести нечто подобное.

Факторы влияния на цены.

Производители.

— Сырокопченая колбаса у нас от «Микояна», так как в Череповце такой продукт не делается, — объясняет управляющий сетью «Десяточка» Валерий Токарев. — Проблема с ценами сегодня во многом осложняется тем, что производители ведут неодинаковую ценовую политику для разных магазинов. У многих производителей есть свои сети, где цены на их продукцию — отпускные. Чтобы сравняться в ценах с этими сетями, нам нужно торговать практически без наценки. Иногда становится выгоднее покупать продукты за пределами Вологодской области.

Оптовики.

Свои претензии у сетевиков к оптовым складам, которые служат передаточным звеном между производителем и продоволь­ственными магазинами.

— Непонятно, почему разница в ценах на разных базах может достигать 50 %, — продолжает Валерий Токарев. — Скажем, семга или форель: на одной базе цена 200 рублей, на другой — 300 рублей. В результате нам приходится открывать свои коптильные цеха и самостоятельно заниматься этой продукцией. А ведь есть в городе монополисты, например, продающие чай и кофе. Это товар, в принципе, первой необходимости, но мы вынуждены покупать его с большими накрутками. Оптовики очень сильно влияют на ценообразование, их роль нельзя преуменьшать.

Недобросовестная конкуренция.

Однако цены растут не везде. Так, сельхозкооператив «Овощной» (поселок Тоншалово), по словам его директора Евгения ПОПОВА, вынужден был снизить свои цены на 15 %.

— Это все недобросовест­ная конкуренция виновата, — утверждает руководитель. — В течение одного дня наши конкуренты из Азербайджана могут буквально обвалить цены. Посмотрите, как рано на череповецких рынках появляются огурцы с надписью «Тоншалово». Но на самом деле наши огурцы могут появиться в продаже только в марте, помидоры — в апреле. То, что продается под нашей маркой, даже внешне не похоже на то, что мы производим. Но на рынке все это реализуется под видом нашей продукции и по нашим ценам. Чтобы как­то противостоять такой конкуренции, мы и вынуждены снижать цены.

Все звенья торговой цепочки испытывают сейчас и трудности, связанные с неплатежами.

— Идут неплатежи со стороны сетей, — констатирует директор предприятия «СеверРыба» Артем ШУМИХИН.

— Платить мы стали хуже, это так, — подтверждает Олег Новиченок из ООО «Бибер».

Чужой среди своих.

Дискаунтеры.

Изменяется сама конфигурация рынка продуктовых сетей. В Череповец на волне кризиса пришли так называемые дискаунтеры — магазины для экономных, заявляющие о самых низких ценах. Более «состоятельные» торговые точки их появление восприняли по­разному.

— Если такой магазин открывается на месте уже существующего продуктового магазина, то оттока покупателей у нас нет, — комментирует руководитель ООО «Вега» Игорь ЧЕРНОГУБОВ. — Если же они появляются в новом месте, то отток заметен.

В ряде других крупных торговых точек после открытия новых дискаунтеров имел место временный отток покупателей, но позднее восстановился прежний уровень посещений. Имели место и необычные случаи.

— С открытием такой торговой точки на месте известного продуктового магазина рядом с одним из моих торговых центров количество покупателей в моем центре выросло в 1,8 раза, а оборот увеличился в 1,5 раза, что однозначно говорит о предпочтениях покупателей, — делает вывод Валерий Токарев.

Интервенция иногородней продукции.

Производители же недовольны тем, что пришедшие в город федеральные сети, в том числе «дешевые», уменьшают количество закупок у местных предприятий.

— В федеральную торговую сеть местному производителю зайти практически нереально, — считает индивидуальный предприниматель Олег БАРИНСКИЙ.

В таких условиях производители все больше страдают и от конкуренции. Несмотря на то, что череповецкие производители мясной, молочной продукции, как и прежде, занимают лидирующие позиции на череповецком рынке, все активнее на него выходят предприятия из других городов.

— Очень сильны сегодня позиции у белгород­ских производителей мяса птицы, — приводит пример гендиректор ООО «Череповец­Птица» Виктор Минаев. — Они производят около 200 тыс. тонн продукции, то есть примерно 130 килограммов мяса на душу населения. Наши комбинаты в Череповце и Шексне могут работать из расчета примерно 20 килограммов на человека. Также возят птицу из Ярославля и Калуги. Конечно, иногородние поставщики немного портят картину местным, но в других регионах магазины покупают в основном замороженную продукцию, цена на которую ниже, а срок хранения — дольше. То есть это не самые сильные для нас конкуренты. Но мы ждем вероятного прихода фирмы «Продо», у нее десятки комбинатов и птицефабрик. Если они выйдут на наш рынок, то будет уже другой разговор.

Проблемы с местным сырьем.

Вологодские и череповецкие производители предвидят и проблемы с сырь­ем: чуть ли не ежемесячно в области уменьшается поголовье коров, что отражается как на мясо­, так и на молкомбинатах.

— Ситуация с поголовьем катастрофическая, — переживает директор ОАО «Череповецкий мясокомбинат» Владимир ЛАМТЕВ. — Не говоря уже о том, что сегодня в Вологодской области нет предприятий, которые бы занимались мясным животноводством.

— И дойное стадо постоянно уменьшается, — вторит зам. директора по коммерческим вопросам череповецкого молкомбината Светлана ВОРОНОВА.

Производители считают, что необходимы срочные меры по поддержке сельского хозяйства, которые позволят не допустить проблем даже в новых экономических условиях. Такие меры, по мнению бизнесменов, должны реализоваться на самом высшем уровне власти и носить самый серьезный статус.

На прямой вопрос журналистов, ожидать ли череповчанам осенью подъема цен на местное продовольствие, все производители, поколебавшись, ответили утвердительно.

Участники «круглого стола» в «Медиа­центре».

Авдеева Елена Осиповна, начальник управления городской экономики и торговли.

Алексикова Надежда Яковлевна, депутат городской Думы.

Баринский Олег Викторович, индивидуальный предприниматель.

Воронова Светлана Борисовна, зам. директора по коммерческим вопросам ОАО «Череповецкий молочный комбинат».

Евдокимова Людмила Владимировна, директор супермаркета «ЭЛБИ­3».

Ламтев Владимир Петрович, директор ОАО «Череповецкий мясокомбинат».

Минаев Виктор Иванович, гендиректор «Череповец­Птица».

Новиченок Олег Игоревич, гендиректор ООО «Бибер».

Попов Евгений Степанович, директор СПК «Овощной».

Токарев Валерий Александрович, ТЦ «Десяточка», индивидуальный предприниматель.

Черногубов Игорь Васильевич, руководитель ООО «Вега».

Шумихин Артем Иванович, директор «СеверРыба», индивидуальный предприниматель.

Надежда Алексикова, депутат городской Думы:

— Нужно всерьез заниматься госкорпорациями. Разбираться с ростом цен на услуги монополий — это задача депутатов всех уровней власти. Но инициатива должна идти от самих предпринимателей. Именно вы должны выходить к властям с подобными вопросами.

Андрей Ненастьев
№95(22505)
01.06.2009

Источник: Газета «Речь»