1 июня 2009 года. 08:22

А что ты можешь дать городу?

Как повысить кризисоустойчивость Череповца
Какие рецепты помогут России оздоровить экономику? Эйфория начала кризиса — мол, у нас кубышка нефтедолларами забита — прошла. В 2009 году швейцарская Международная школа бизнеса опубликовала рейтинг стран по конкурентоспособности экономик. По всем показателям (темпы роста ВВП, бюрократия и способность властей быстро принимать ключевые решения и т. д.) Россия набрала 7,13 балла из 100, заняв 51­е место из 57­ми. Хуже результат только у Венгрии, Хорватии, Румынии, Украины, Аргентины и Венесуэлы. Наилучший результат у Дании: 100 баллов. Китай занял 18­ю строчку, США — 28­ю. Чему удивляться: экономика страны, ориентированной на экспорт сырья, растет в период подъема на мировом рынке и несет большие потери в период спада. Какие рецепты могут оздоровить экономику нашего города? Свою точку зрения высказывают…

Евгений ГОГОЛИЦЫН, депутат городской Думы:

— Нужно нормальное финансирование банками реального сектора экономики, нужно хотя бы вернуться к докризисным банковским процентным ставкам. Деньги — смазка для механизмов экономики. И банки должны их давать бизнесу. Ни одно предприятие в мире не работает на своих деньгах — это чушь, иначе зачем нам банки. Сегодня же мы наблюдаем абсолютную зависимость от банковского сектора, а не от покупательского «фонда» населения. Народ у нас терпеливый, он пересмотрит свою потребительскую корзину: меньше станет тратить на развлечения, ужмется в других расходах. С голоду не помрем. Начинающий бизнес надо всячески стимулировать финансово. Одной идеи, не подкрепленной деньгами, мало. А сфер приложения множество, это и культура, и туризм, и сфера ЖКХ, да что угодно. Может быть, сделать рентабельным ЖКХ будет трудно. Здесь все зависит от правильного понимания ситуации жильцами дома. Мы привыкли, что за нас всегда кто­то что­то сделает: заплатит, исправит, отремонтирует. Туризм? Тоже потребует усилий. Сегодня дешевле в Турции отдохнуть. Пять поездок в Турцию равны одной поездке в Сочи. Произошел перегрев экономики, цены полезли вверх. Тогда ведь никто ничего не считал, поэтому нужно время, чтобы цены пришли в соответствие с покупательским «фондом». Мы вполне можем создавать мелкие предприятия: выпускать брусчатку, тротуарную плитку, решетки, бордюрный камень… Мелкие предприятия более гибки, чем крупный бизнес. Себестоимость их товара значительно ниже. На это и нужно делать ставку. Жаловаться на то, что «административный ресурс» чинит препятствия на пути развития, чиновники ставят барьеры, я бы не стал. Чиновники за нас предприятие зарегистрируют, откроют, начнут работать, а потом его подарят — так, что ли? Давайте сами потрудимся. Я не верю и в то, что у нас берут взятки. С меня, по крайней мере, никто взяток не требовал. Череповец, думаю, кризис переживет. У нас есть все для того, чтобы люди проявляли инициативу и развивали экономику города.

Виктор КОРОТКОВ, директор череповецкого представитель­ства Международного Института Менеджмента «ЛИНК»:

— У городов, подобных нашему, а их не так много в стране, складывается определенная система социально­экономических взаимоотношений, которая отражается прежде всего на психологии жителей. Привычка гордиться и чувствовать за собой крепкую спину влияет на способность самостоятельного гражданского поведения. Да, мы говорим об экономике, но экономика и психология очень связаны. Формируется такая покровительствующая система взаимоотношений, при которой человек привыкает к тому, что о нем все время заботятся. Это, в общем, хорошо: и социальная защищенность, и наличие почвы под ногами. Позитивный фактор, но он расслабляет, и человек как бы разучивается нес­ти полную ответственность за свою судьбу. Например, даже теряя работу, человек не задумывается о том, чтобы повышать на рынке стоимость своего труда. Он все равно остается уверенным, что не пропадет, что существует пособие по безработице, что, если ему будут предлагать работу, ему не придется демонстрировать свою профессиональную компетент­ность. Я далек от мысли обвинять в экономической расслабленности всех жителей города, но длительная история наемного труда отражается на поведении человека. Он не думает о том, что он может дать городу; он ждет, что город даст ему. Что делать? Вспомним слова, которые произнес Джон Кеннеди во время своей предвыборной кампании: «Не спрашивай, что тебе может дать Америка, спроси себя, что ты можешь сделать для нее!». По большому счету, идеал нашего общественного устройства — не система, при которой население малоактивно, не любознательно, а власть заботится о нем, создавая условия, при которых ему комфортно и хорошо. Сможем ли мы пережить кризис? Сможем, если будем развивать свою собственную гражданскую позицию. Почему говорят, что кризис — не только опасность, но и возможность? Потому что очень часто осознание подобного рода вещей происходит именно в кризис. Вспомните начало перестройки, начало предпринимательской активности. В виде движения масс она продержалась совсем недолго: у многих не было опыта, не было осознания ответственности за самостоятельность. Многие, довольно быстро получив отрицательный результат, разочаровались. Но многие до сих пор крепко стоят на ногах. Говорят, «тучные» годы прошли, надо подумать о «тощих»: потуже затянуть пояса, приготовиться к лишениям. Ничего подобного. Это возможность посмотреть на то, что человек умеет делать лучше других. Вот тогда и выясняется, что это и есть тот продукт, с которым можно выходить на рынок.

Сергей ТУВАЕВ, начальник отдела по развитию городской экономики управления городской экономики и торговли:

— На мой взгляд, нужно заниматься более глубокой переработкой продукции. Чего ради закупать пластмассовую посуду в Китае, а одежду в Польше — и не развивать собственные производства? Возьмем коммунальную сферу — замена старых металлических труб на более современные полипропиленовые. Почему здесь не задействовать местные производства? Очень перспективным, на мой взгляд, является малоэтажное строительство: у череповчан велика тяга купить дачу или загородный дом. Но здесь что­то не в порядке с ценами. Пищевая промышленность вполне может уйти на более высокий передел. У нас же очень много своего сырья: картошка, свинина, говядина, курятина, яйца. Молочную сыворотку, к примеру, можно использовать в производстве косметики. Наши небольшие предприятия вполне могут обслуживать крупный бизнес, да хотя бы шить спецодежду, а не покупать ее где­то. Пока же у нас «сырьевая» экономика.

Татьяна Ковачева
№94(22504)
29.05.2009

Источник: Газета «Речь»