Призрак газового кризиса
Россия отказала Евросоюзу в Энергетической хартии, а Украине — в пятимиллиардном кредите
В минувшие выходные в ходе саммита Россия — ЕС в Хабаровске президент РФ Дмитрий Медведев отказался в одиночку гарантировать Европе газ. Его «чего это ради?» стало для главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и еврокомиссара Хавьера Солана холодным душем. Медведев раз и навсегда дал понять, что Россия окончательно отказывается от Энергетической хартии — странноватого документа, в соответствии с которым наша страна некогда брала на себя обязательства обеспечить западным компаниям доступ к отечественным месторождениям, нефте и газопроводам, ничего, по существу, не получив взамен.
Дмитрий Медведев в Хабаровске продвигал предложения по изменению международных нормативных документов в области энергетики. «Украина, кстати, является участником и Энергетической хартии, и договора к Энергетической хартии. Ну и что? — отметил президент России. — Что хотели, то и сделали, наплевали и на хартию, и на договор». Напомним, согласно договору к Энергетической хартии никакая страна не имеет права приостанавливать транзит или отбирать из трубы газ до завершения процедуры решения споров. Украина же, с легкостью подписавшаяся под всеми энергетическими документами Евросоюза, постоянно ворует российский газ и блокирует его поставки в Европу. Последний такой конфликт по традиции случился в новогоднерождественский период.
Еще 20 апреля 2009 года Дмитрий Медведев впервые представил европейцам свой вариант основы международных энергетических отношений — «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)». Новый документ должен сгладить положения ныне действующей Энергохартии, который Россия в прошлом веке подписала, но не ратифицировала. Первые положительные для России сигналы появились за час до итоговой прессконференции в Хабаровске. В прессцентр пришла пресссекретарь президента Наталья Тимакова и заявила: «В ходе пленарного заседания саммита с европейской стороны была выражена готовность обсуждать российские предложения». «Европейцы признают, что Энергетическая хартия в нынешнем виде не решает всех задач», — сообщила Тимакова. Однако как именно ЕС собирается принять российские предложения, уже на конференции сообщил Жозе Мануэл Баррозу. Он трижды повторил, что все предложения могут рассматриваться только в рамках действующего документа — договора к Энергохартии. И еще раз напомнил, что ЕС для неповторения газовых конфликтов предлагает создание лишь дополнительных документов к Энергохартии, которые опишут механизм раннего предупреждения. В этом механизме, по словам Баррозу, важную роль будет играть политическая воля. И Россия, по его словам, готова участвовать «в процессе пересмотра нашего договора к Энергохартии».
То, что дипломатические переговоры по энергетике, скорее всего, перерастут в долгую позиционную борьбу интересов, дал понять и помощник президента Аркадий Дворкович. «Мы подтвердили, что не собираемся ратифицировать Энергохартию, не применяли и не применяем договор к Энергохартии, — заявил он в кулуарах саммита в Хабаровске. — Для нас непринципиально, как будет называться новое соглашение. Это может быть и кардинально откорректированная Энергохартия, а может быть и новое международное соглашение». Однако он сделал важное замечание: «Точечные изменения Энергохартии вряд ли возможны, речь идет о принципиальных изменениях». Это означает, что по принципиальным вопросам сторонам прийти к согласию снова не удалось.
Главное, чего хочет Россия в своих предложениях о новом правовом документе по энергетике, — закрепление положения о предсказуемости сбыта энергоносителей, что позволит «Газпрому» сохранить высокую долю на газовом рынке ЕС при любом развитии рыночной конъюнктуры. Фактически Европа должна будет предоставить гарантии того, что российские нефть и газ будут иметь долю на европейском рынке.
Между тем Европа, наоборот, начинает либерализацию энергорынка. В конце апреля европарламент одобрил план по либерализации рынка энергетики. Он предусматривает, в частности, что компания — производитель энергоресурсов не может заниматься сбытом энергии конечным потребителям, на что претендовал «Газпром».
Как раз во время саммита в Хабаровске Владимир Путин находился в Астане, где участвовал во встрече премьеров стран СНГ. Встретившись с Юлией Тимошенко, он отказал коллеге с Украины в выделении кредита в пять миллиардов долларов. Эта сумма необходима «незалежной» для закачки газа в подземные хранилища, что, с одной стороны, позволит гарантировать Украине бесперебойное газоснабжение следующей зимой, а с другой — повышает гарантированность газоснабжения Европы. Однако ни для кого не секрет, что у Киева нет сегодня денег даже на то, чтобы расплатиться за российский газ, полученный в мае 2009 года. А о закачке топлива в украинские подземные хранилища на будущие месяцы пока речь даже не идет. Киев ранее предлагал, чтобы российская сторона внесла предоплату за транзит российского газа в Европу на пять лет вперед. Однако Владимир Путин назвал это слишком высокими рисками для России. О плачевном положении НАК «Нафтогаз Украины» заявлял даже сам президент Украины Виктор Ющенко. По его словам, неспособность «Нафтогаза Украины» рассчитаться за потребленный газ может привести к тому, что компании придется оплачивать поставки топлива собственными активами, главным из которых является газотранспортная система Украины. По мнению экспертов, Украина сейчас может либо аккумулировать внутренние средства, либо добиться финансовой помощи от Евросоюза или МВФ. Вообщето, готовность помочь выразила и Россия, но только на условиях софинансирования. «Что делают в такой ситуации партнеры? Партнеры помогают своим партнерам. Мы готовы помочь украинскому государству, но хотели бы, чтобы значительную часть этой работы взял бы на себя также и Европейский союз, те страны, которые заинтересованы в надежности и безопасности энергосотрудничества», — подчеркнул Медведев. Он предложил партнерам по Евросоюзу помочь Украине привлечь синдицированный кредит для обеспечения поставок газа. «Если речь идет о кредитах, давайте поможем синдицировать соответствующие деньги украинскому государству. Но этим должна заниматься не одна Россия. В конце концов, не у нас проблемы с платежеспособностью», — заявил он. «Россия готова внести свою долю в финансовое решение проблемы закачки российского газа в подземные хранилища Украины. Какова будет эта доля, мы должны решить в процессе переговоров», — повторил предложение президента Владимир Путин. И хотя Жозе Мануэл Баррозу на саммите в Хабаровске ушел от ответа, карты Евросоюза раскрыл Путин: «Нам в Еврокомиссии ответили, что для Украины у них денег нет. Но это всетаки наша общая проблема».
При этом очевидно, что Украина не только неплатежеспособна, но и ее власть в настоящее время не совсем договороспособна. Перманентная война между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко, постоянная парламентская грызня и непрекращающиеся интриги делают эту власть, мягко говоря, не совсем адекватной. И давать этой власти пятимиллиардный кредит в условиях жесткого кризиса было бы весьма неосмотрительно. Есть, конечно, вполне очевидная схема его предоставления, отвечающая национальным экономическим интересам России: залог газотранспортной системы (ГТС) Украины. Как справедливо заметил Владимир Путин, если денег нет, об амбициях стоит забыть. Впрочем, Ющенко уже заранее объявил такой шаг «предательством национальных интересов» и подписал в Брюсселе с ЕС декларацию о модернизации ГТС Украины, к работе над которой Россия привлечена не была. И если Евросоюз действительно пойдет на модернизацию ГТС Украины или даже на создание консорциума по управлению ею без России, неминуем новый кризис в снабжении Европы российским газом. Новая газовая война возможна и в том случае, если ЕС не признает, что Украина не способна самостоятельно обеспечить собственные потребности в газе, и не предоставит ей (пусть и совместно с Россией) синдицированный кредит для закачки газа в хранилища. Однако европейские товарищи не желают брать в расчет ни проблемы Украины, ни интересы России. От нашей страны они требуют одного — стопроцентных гарантий бесперебойных поставок газа в страны ЕС. «Никаких заверений Россия не давала и давать не будет, — отрезал Дмитрий Медведев в Хабаровске. — Чего это ради? На нашей стороне проблем нет, у нас все в порядке и с газом, и с исполнением наших обязанностей. Заверения пусть дает тот, кто обязан платить за газ».
«Сейчас нужна оценка газотранспортной системы Украины, ведь через нее прокачивается больше 100 млрд кубометров газа, — говорит в интервью газете «Известия» Вадим Густов, председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ. — Россия готова частично предоставить кредитный ресурс, но нужно понять механизм того, как Украина будет отдавать кредит. Не случайно все международные банки сегодня отказывают Украине в финансировании. Ведь состояние экономики там очень тяжелое. Кроме того, сейчас на Украине продолжается политический кризис, и, похоже, там начинается просто предвыборная борьба. А какой разумный человек и какое разумное государство отдадут пять миллиардов долларов в никуда? Украина не хочет, чтобы России принадлежал некий пакет в ее газотранспортной системе. Тогда покажите нам иной механизм возврата денег! Тимошенко говорит одно, а Ющенко — совершенно другое». «Последние годы предвыборная борьба на Украине не заканчивалась ни на минуту, — говорит Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам, — там нонстоп идет предвыборный процесс, и мы все от этого страдаем. И когда я говорю, что Украине прежде всего нужно инвестировать в свою экономическую стабильность, я имею в виду отказ от всех этих внутриполитических дрязг».
Сергей Бегляк
№94(22504)
29.05.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →