28 мая 2009 года. 13:47

Тридцать лет спустя

Группа «Аракс» извинилась перед череповецкой публикой за то, что забыла «фанеру» дома, и отыграла концерт вживую
Легенда советского рока группа «Аракс» дала большой концерт в Череповце, который был приурочен к тридцатилетнему юбилею нахождения коллектива на сцене. «Кто был на нашем прошлом концерте несколько лет назад?» — проводил соцопрос солист Василий Савченко. Публика голосовала поднятыми руками. «Так большинство из вас новички? Ну держитесь». И зрители действительно держались за кресла руками, чтобы не броситься в пляс прямо в проходе между креслами. Душу отвели после концерта — там же, во Дворце металлургов, была организована ретровечеринка.

Концертный сезон в нашем городе завершился за пять дней до лета выступлением легендарной рок­группы «Аракс». Золотой состав, о котором трубили афиши, до Череповца не доехал — да и при всем желании его невозможно было бы собрать, потому что за сравнительно недолгий период существования группы через нее прошли десятки нынешних звезд рок­ и поп­музыки от Евгения Маргулиса и Сергея Беликова до Анатолия Алешина и Александра Маршала. Вместе с тем знаменитостей, вышедших во вторник на сцену Дворца металлургов под «шапкой» «Аракса», хватало. И пускай их нечасто узнают на улицах, зато авторитет в музыкальном мире непоколебим.

Кстати, о знаменитостях. Многие из них учились у «Аракса» не только по записям и концертам, а непосредственно росли у них за кулисами. Бедрос Киркоров, выступавший у «Аракса» на разогреве, часто брал с собой на работу сынишку Филиппа. А администратора группы частенько дожидалась в гримерке дочурка Лола, будущая Лолита Милявская.

Участники «Аракса» очень обижаются, когда их сравнивают с «Голубыми гитарами» и прочими «Самоцветами», то бишь официальной советской эстрадой, которую власти не только не запрещали, но и пропагандировали. Группа «Аракс» со времен своего создания ходила по лезвию, меняя состав и название для того, чтобы замести следы, но никогда не изменяя своему стилю, в котором сплелись лучшие традиции западной рок­музыки 70­х годов и за который ей и попадало. Гитаристы Вадим Голутвин и Тимур Мардалейшвили входили в пятерку лучших гитаристов нашей страны, если не Европы. Оба мэтра три года назад явились инициаторами воссоединения «Аракса» и во вторник в его составе прибыли в Череповец. Голутвин с Мардалейшвили, скромно усевшись на стулья в разных концах сцены, скромно извлекали из струн бессмертную музыку, написанную Юрием Антоновым, в то время как взгляды публики были прикованы к молодому солисту «Аракса» Василию Савченко.

Белая рубашка, в вороте которой мелькает волосатая грудь, и джинсы — простой и незамысловатый образ ретророкера. По возрасту Василий принадлежит к другому поколению и иной музыкальной традиции, но, услышав его один раз, все музыканты «Аракса» единодушно проголосовали за то, чтобы взять его на работу. Его, бесспорно, превосходный голос, который без срывов и хрипов два часа звучал во Дворце металлургов, обладает уникальной для человека его лет особенностью звучать «как в 70­х». «Вы извините, мы «фанеру» дома забыли, поэтому будем играть и петь вживую», — притворно огорченным голосом признался публике Василий Савченко. Череповецкий концерт «Аракс» начал с «забойного» репертуара Юрия Антонова, принесшего им славу много лет назад. В исполнении самого маэстро его творения звучат трогательнее и интимнее, зато именно «Аракс» сделал их шлягерами, спев и сыграв, как оркестр и хор, — быстрее, бодрее и танцевальнее. По мнению гитариста Вадима Голутвина, еще и тяжелее. «У Антонова ведь совсем другая манера, это другая «Анастасия» и другие «Двадцать лет спустя»… Он сам очень хороший музыкант и понимает, что мы придаем его песням эту самую «тяжесть» — то, что он сделать не может. Мы, собственно, поэтому и сошлись, дополнили его лиризм и талант музыкальный своим исполнением. Это был золотой баланс, мы до сих пор поддерживаем отношения», — считает Голутвин. Видимо, по дружбе Юрий Антонов разрешает «Араксу» местами менять его песни. Скажем, заглавную строчку в песне «Двадцать лет спустя» Василий Савченко спел как «Тридцать лет спустя», напомнив зрителям о годах их молодости, а также о всесоюзной славе группы и названии нынешней концертной программы. Череповчане, которые раскупили почти все билеты (ностальгия не подвластна никаким кризисам), тесно прижимались друг к другу.

Сергей Виноградов
№93(22503)
28.05.2009

Источник: Газета «Речь»