Огромный плюс для экономики области
Вологодчина отстояла исключительное право на производство «своего» масла
Производители молочной продукции Вологодчины высоко оценивают с точки зрения экономики и престижа области решение о том, что с 1 января 2010 года наименование «Вологодское масло» могут использовать только предприятия Вологодской области.
С юридической точки зрения, как нам сообщили в департаменте продовольственных ресурсов правительства Вологодской области, называть масло «Вологодским» имеют право только три предприятия области: ПК «Вологодский молочный комбинат», ФГУП «Учебноопытный молочный завод» ВГМХА имени Н.В.Верещагина и ПК «Шекснинский маслозавод». Еще в конце 90х годов они зарегистрировали наименование места происхождения товара (НМПТ) и получили от Роспатента свидетельство на его использование.
— Самое главное — это дает возможность борьбы с конкурентами, — комментирует Михаил Острецов, исполнительный директор ФГУП «Учебноопытный молочный завод» ВГМХА имени Н.В.Верещагина (завод первым получил свидетельство об НМПТ). — Хотя, справедливости ради, производителей фальсифицированной продукции и конкурентами назвать сложно. Это фирмы, которые сегодня не соблюдают российское законодательство. Только владелец НМПТ вправе производить «Вологодское» масло. Остальное — нарушение закона. С контрафактом и фальсификацией нам приходится сталкиваться каждый день, особенно в Москве — на одном из крупнейших рынков. Если такой известный продукт будут производить только предприятия Вологодской области — вы сами понимаете, какой это огромный плюс для ее экономики, в том числе и налоги, которые будут поступать в наш бюджет.
Заметим, что из трех обладателей товарного знака учебноопытный молочный завод специализируется именно на выпуске «Вологодского» масла (объемы никто не называет, поскольку эта информация носит коммерческий характер). Вологодский молочный комбинат выпускает масло наряду с другой молочной продукцией.
— Я считаю, что прежде всего вологодским производителям, правительству области, губернатору Вячеславу Позгалеву удалось отстоять престиж области, — говорит Алла Острякова, зам. председателя ПК «Вологодский молочный комбинат» по качеству. — Что это дает? Еще раз доказывает, что мы выпускаем натуральный продукт, а не то, что продается на рынках России под видом «Вологодского» масла — несоответствующего качества. «Вологодское масло» — национальный бренд.
Если пройтись по череповецким магазинам, то на прилавках мы обнаружим более широкий ассортимент «Вологодского» масла местного производства: из Тотьмы, Устюжны, Череповца, Сокола (Сухонский молочный комбинат) и т. д. Как можно оценить качество данных продуктов?
— Как показывает мониторинг, осуществляемый учеными НИИ маслоделия и сыроделия (город Углич), «Вологодское» масло, производимое на территории области, имеет устойчиво высокий уровень качества и только ему присущ так называемый «ореховый» вкус, — говорит Тамара Бритвина, глава областного департамента продресурсов. — Рядом предприятий уже начата процедура регистрации НМПТ. То есть со временем число предприятийвладельцев НМПТ будет расширено.
Бороться за исключительное право на название «Вологодское» масло области пришлось более десяти лет. Для «сторонних» производителей соблазн выпускать брендовую продукцию был настолько велик, что дело доходило до абсурда. К примеру, в 2004 году в Госстандарт была направлена жалоба на финскую (!) компанию Valio, импортирующую в Россию масло «Вологда» (в подсознании у потребителя моментально складывалась ассоциация — «Вологодское»). Аналогичное исковое заявление подано в управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) СанктПетербурга Вологодской торговопромышленной палатой по отношению к фирме «Нерком» (дилер финской компании Valio). Как нам сообщили в вологодском территориальном управлении МАП, дело до суда не дошло. Но такая продукция наносит колоссальный ущерб местным товаропроизводителям. Изза подобных некорректных приемов Вологодчине пришлось затеять серию разбирательств на уровне правительства.
— В чем здесь опасность, — объясняют специалисты череповецкого Центра стандартизации, метрологии и сертификации. — Покупателя пока еще легко ввести в заблуждение. Чуть изменил бренд, привлек ценой — и человек верит, что купил натуральный продукт — «Вологодское» масло. Да еще и по крайне низкой цене, мол, повезло. В действительности это не так. От натурального масла до масла с «добавками» дистанция огромного размера.
Вологодские маслоделы не раз подчеркивали в разговоре с нами, что выпуск именно «Вологодского» масла — это огромный труд, архисложная работа и результат следования многолетним традициям:
— Наш продукт натуральный. Вологодское масло, вологодское кружево — именно эта продукция делает нашу область узнаваемой во всем мире. Мы строго соблюдаем уникальные технологии.
Есть и еще один нюанс. Вологодчина боролась за право вывести «Вологодское» масло из межгосударственного ГОСТа. Но как быть покупателю, который привык верить именно гостовской продукции?
— Оснований для беспокойства здесь нет, — объяснили нам в череповецком Центре стандартизации, метрологии и сертификации. — Действующая нормативная база предъявляет требования к техническим условиям (ТУ) не ниже требований ГОСТа. А к уникальному продукту — еще выше, поскольку это национальный бренд.
Итак, битву за исключительное право использования брендового названия Вологодчина выиграла. Открывает ли это экспортные горизонты перед вологодскими маслоделами? «Открывает. Но в перспективе. А пока нам Россию бы накормить», — говорит Михаил Острецов.
Какое настоящее?
Несколько слов о том, почему «Вологодское» масло считают уникальным. Наш земляк, Николай Васильевич Верещагин, разработал технологию производства «Вологодского» масла с приятным ореховым вкусом. Фактически им был создан новый, неизвестный до того не только в России, но и в Европе, способ изготовления масла. Более 130 лет вологодские мастера сохраняют и передают традиции его производства. По мнению ученых, «Вологодское» масло остается лучшим созданием маслоделов. Его вкусовые и ароматические свойства формируют два фактора, по мнению специалистов НИИ маслоделия и сыроделия (Углич), где в прошлом году завершены исследования. Вопервых, сырьевой: географическое положение нашей области определило своеобразие природных условий как пограничных — от умеренных широт к Крайнему Северу — и способствовало созданию уникальной кормовой базы. Вовторых, человеческий фактор: вологодские мастера применяют оптимальный температурный и временной режим обработки сырья, найденный многолетней практикой. Выходит, не каждый и не в любой точке России может производить уникальный продукт.
Татьяна Ковачева
№90(22500)
25.05.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →