22 мая 2009 года. 13:03

Сел за руль — дыхни в трубочку

Сергей Шойгу, глава МЧС, предложил в обязательном порядке оборудовать все автомобили России алкотестерами
Бороться с пьяными водителями наше правительство решило не профилактическими мерами, а обязательно-­принудительными. Алкотестер не позволит пьяному водителю запустить двигатель. Эту инициативу поддержал и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. В ГИБДД считают, что идея главы МЧС нуждается в изучении и законодательной базе. Да, на Западе такие алкотестеры устанавливаются, но либо в добровольном порядке, либо в качестве наказания тех водителей, которые уже были задержаны в нетрезвом виде. Если же обязать оборудовать этим устройством все автомобили, это будет нарушением прав человека. С другой стороны, не сбросишь со счетов тот факт, что пьянство стало серь­езной угрозой для России. По данным Всемирной организации здравоохранения, когда в стране приходится более 8 литров чистого спирта на душу населения, начинается угасание этноса. В России выпивается, по разным данным, от 14 до 18 литров на душу. А если пьяный человек еще и садится за руль, то он автоматически превращается в реальную угрозу для жизни не только своей, но и других людей. Укрепит ли безопасность на дорогах алкотестер? Свое мнение высказывают…

Игорь ВОЛКОВ, заведующий транспортным отделом мэрии:

— Все водители общественного транспорта перед тем, как сесть за руль, проходят медицинское освидетельствование. Да, за рубежом есть система, которая блокирует систему зажигания, если водитель сел в салон нетрезвым. Но таким устрой­ством оборудованы дорогие иномарки. Кто будет платить за алкотестер? Если заставить всех устанавливать алкотестеры, это будет незаконно. Я, например, непьющий человек. Почему я обязан буду платить и устанавливать его? Инициатива, если ее реализуют, вряд ли, на мой взгляд, станет действенной. Если человек пьяным ездил и ездит, его ничто не удержит — горбатого могила исправит. Это болезнь, люди безответ­ственные. Я думаю, это не выход из ситуации. В общей массе у нас в Череповце единицы пьют за рулем. Ловят за неделю человек 30 — 35 нарушителей, выявляют нетрезвых. Вы знаете, в Германии порядок палками наводили 300 лет. Вот и нам столько понадобится. Пьяный за рулем… У нас и трезвый порой ведет себя неадекватно. Сегодня утром дамочка со среднего ряда на перекрестке проспекта Победы и улицы Сталеваров умудрилась дважды грубо нарушить правила. Трамвай идет прямо на «зеленый» свет светофора, и она пошла на «зеленый», только не прямо, а вылетела из среднего ряда, повернула налево (хотя должна была по «стрелке» поворачивать) и врезалась в трамвай.

Сергей КОНОНОВ, специалист по связям с общественностью и СМИ ОАО «Череповецгаз»:

— Вы знаете, какой­то эффект будет, но для законопослушных граждан. Я, например, за руль пьяным не сажусь — правило железное. Срабатывает, поскольку выпивши я уже априори виноват; второе: в пьяном состоянии аварию совершить — легко. Очень часто доводилось видеть на дороге пьяных за рулем. Угадываю таких без труда: по манере вождения; по тому, как выходят из автомобиля. Однажды, честно признаться, мы с мужиками чуть не побили пьяного шофера на заправке. Будучи глубоко нетрезвым, он вез четверых детей. Изъяли из машины, и все. Пить за рулем — свой­ственно не только русским. Мне пришлось работать в жарких странах, там алкоголь за рулем допускается, но в небольших дозах — видимо, климат другой. Нашего человека остановить может только голова — трезво мыслящая. У меня большой стаж вождения, с 1975 года. На мой взгляд, более действенной мерой станет осуждение близких, родных, поскольку они­то понимают, что пьяный человек за рулем — угроза для жизни не только самого водителя, но и окружающих.

Виктор ДМИТРИЕВ, директор ООО «Биг Маркет»:

— Лично я не вижу смысла устанавливать такие алкотестеры в обязательном порядке в каждой машине. Не согласен я с инициативой Шойгу. Нашего русского человека никаким алкотестером не прошибешь. Он же самородок, Кулибин: машину на запчасти разберет и соберет, только система принудительной блокировки при этом не сработает. А еще куда проще — скотчем залепит алкотестер: дешево и сердито. А потом, представим себе такую ситуацию. Выехал я далеко за город, и вдруг в чистом поле мне стало плохо с сердцем. А у меня лекарства, содержащие спирт. Глотнул лекарство — система зажигания заблокировалась. А мне к врачу надо. Опять же, допустим, я трезвый как стеклышко, а мне нужно доставить по адресу пьяного пассажира. На мой взгляд, действенные меры — штрафы, лишение водительских прав. И еще: против пьянства надо бороться исключительно пропагандой.

Вадим САВКИН, начальник отделения участковых уполномоченных общественной милиции УВД Череповца:

— Отчасти, может, и подействует. Но на мой взгляд, стоит только сегодня объявить об обязательной установке алкотестеров в машине — завтра в интернете появятся рекомендации, как обойти закон, а в магазинах «инструменты», помогающие это сделать. Антирадары придумали легко и быстро. Недаром нас Задорнов хвалит. И потом, во­первых, на наших дорогах огромное количество отечественных автомобилей, в том числе и с большим «стажем». Как вы себе представляете поставить алкотестер, к примеру, на «шестерку»? Во­вторых, ну ни за что наш водитель не будет ставить дорого­стоящее устройство, блокирующее зажигание, в добровольном порядке. Разве что в принудительном, но опять же — за чей счет? Я понимаю, пьяные на дороге представляют собой огромную опасность, и бороться с этим нужно. Ужесточение штрафных санкций, может, и стало дей­ственной мерой, но далеко не для всех. На мой взгляд, нужно применять все способы и рычаги. К примеру, может сработать и агитация. Нарушителя можно обязать посещать специальные лекции с наглядными «пособиями» — фильмами, к каким последствиям может привести подобное нарушение. Конечно, это более трудоемкий путь, чем просто заставить установить алкотестеры. Надо же законодательство менять, штат работников набирать, тех же психологов, которые проведут экс­пертизу воздействия «страшных фильмов» на психику нарушителя. Но агитация должна быть наглядной. В противном случае нам придется еще и еще раз возвращаться к этой проблеме.

Татьяна Ковачева
№89(22499)
22.05.2009

Источник: Газета «Речь»