22 мая 2009 года. 13:03

Цена власти

Дмитрий Медведев старается сделать властную пирамиду прозрачной
Президент России Дмитрий Медведев все­таки заставил госчиновников последовать своему примеру. Этой весной он сам, а вслед за ним все руководство страны, включая премьер­министра, всех членов кабинета, верхушку президентской администрации и глав законодательной власти, обнародовали сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе, а также о доходах членов своих семей. Теперь перечень людей, чьей зарплатой будет прилично интересоваться посторонним людям, значительно расширится.

В понедельник Медведев подписал пять указов, определяющих круг чиновников, которые обязаны публиковать декларации о своих доходах, а также устанавливающих порядок публикации и проверки этих сведений. Публично отчитываться будут также жены и несовершеннолетние дети чиновников. Пакет указов издается в развитие проектов антикоррупционных законов, принятых Госдумой по инициативе президента еще в декабре. Впрочем, на этом антикоррупционное наступление Медведева не закончилось: в среду президент внес в Госдуму законопроект «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и поправки к закону «О прокуратуре». Согласно тексту проверять, есть ли в том или ином документе нормы, которые могут способствовать коррупции, станут Генпрокуратура и Министерство юстиции. Минюст будет проводить такую экспертизу в обязательном порядке для законопроектов, а также проектов постановлений правительства и проектов указов президента, которые разрабатываются федеральными органами власти. Кроме того, Минюст должен будет высказывать свое мнение относительно проектов концепций и технических заданий, нормативных актов министерств. Прокуратура, в свою очередь, будет оценивать постановления министерств, ведомств и служб, документы органов власти субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Со следующего года на сайтах различных органов власти появятся сведения о суммарном доходе чиновников за отчетный период; площади их недвижимого имущества с указанием страны, в которой оно находится; а также количество и марки имеющихся транспортных средств. Правда, в налоговую и кадровые службы будут поступать гораздо более развернутые варианты деклараций, нежели те, которые станут достоянием гласности. В первом указе Медведева прописан перечень чиновников, обязанных публиковать декларацию о доходах; он разделен на три группы. К первой относятся лица, замещающие государственные должности, прописанные в различных федеральных законах, такие, как президент, члены правительства, члены Совета Федерации, Госдумы, Центризбиркома, аудиторы Счетной палаты, и другие.

Во второй группе — федеральные служащие, то есть сотрудники различных органов власти, которых назначают члены первой группы. В третьей — руководители, их заместители и члены правлений госкорпораций или других организаций, учрежденных отдельным законом, например Фонда содействия реформированию ЖКХ и ВЭБа. При этом подавать декларацию будут и те, кто лишь претендует на эти места. Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин пояснил: «Претенденты будут подавать сведения о своих доходах при устройстве на работу и в случае одобрения их кандидатуры спокойно займут интересующую должность». При этом руководители высших органов власти могут значительно расширить существующий перечень и включить в него чиновников, например, тех, которые управляют государственным имуществом или распределяют госзаказы. Губернаторы, в свою очередь, должны к 1 сентября подписать собственные распоряжения, в которых будут перечислены региональные и муниципальные чиновники, также обязанные декларировать свои доходы.

Второй указ Медведева устанавливает, кому чиновники должны подавать декларации. Так, члены правительства в соответствии с уже существующим законом будут отчитываться перед Федеральной налоговой службой, а остальные служащие — перед кадровыми службами по месту работы. Президент и члены правительства должны отчитаться о доходах до 1 апреля, а остальные чиновники — до 30 апреля.

В третьем указе президента перечислены сведения, которые чиновники должны раскрывать. Теперь им придется декларировать свои доходы за год по основному месту работы и из других источников, недвижимость и транспортные средства, которые находятся у них в собственности.

Четвертый указ регламентирует санкции за подачу подложных сведений. Руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин пояснил, что тотальной проверки деклараций пока никто проводить не будет и кадровые службы будут проверять эти сведения избирательно, при этом право инициировать такую проверку смогут сами кадровики. Если декларации соискателей на государственную должность окажутся недостоверными, им просто откажут в должности, а вот действующих чиновников ждет в таком случае дисциплинарное взыскание — вплоть до увольнения. Правда, пояснил Сергей Нарышкин, минимального наказания за подлог в указе не прописано и размер и форму взыскания будет определять руководитель органа власти, в котором трудится провинившийся.

Наконец, пятый указ определяет сроки и порядок публикации сведений о чиновничьих доходах. Эта информация должна появляться на официальных сайтах учреждений через три дня после окончания срока подачи деклараций. Поскольку у многих региональных властей нет даже собственных страничек в интернете, указом предусмотрена возможность для общероссийских СМИ в индивидуальном порядке получать эти сведения. Для этого журналисты должны отправлять запрос, в ответ на который в течение недели кадровые службы обязаны предоставить полный ответ. Правда, для этого потребуется еще и согласие лица, чьими доходами заинтересовалась пресса.

Официально в соответствии с указами губернаторам предстоит отчитываться только в следующем году. Но по сообщению столичной прессы, в Кремле желают, чтобы все губернаторы опубликовали декларации уже сейчас. К примеру, приволжский полпред разослал специальные письма с просьбой представить информацию на себя и ближайших родственников для передачи в администрацию президента и возможной публикации. А сибирское полпредство рекомендовало опубликовать доходы до 15 мая. Большинство губернаторов о доходах уже отчитались, но далеко не все согласились сделать это публично. «Если я заработал деньги в период своей трудовой деятельности на посту губернатора, то это оклад, который положен государственным чиновникам. Более никак», — заявил, например, самарский губернатор Владимир Артяков, но позже все­таки поместил данные о доходах на сайте области. Отказались предать гласности доходы президент Башкирии Муртаза Рахимов и мэр Москвы Юрий Лужков. Президент Чечни Рамзан Кадыров долго отказывался декларировать свои доходы, а когда все­таки это сделал, вызвал всеобщее удивление: в его собственности всего лишь малюсенькая трехкомнатная квартира в Грозном (общей площадью 36 кв. метров) и автомашина «ВАЗ­21053». А ведь еще совсем недавно он хвастался столичным изданиям, что имеет коллекции раритетного оружия, что у него в найме в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) есть конюх, готовящий его скакунов к скачкам. По данным центральной прессы, жеребцы Кадырова в ОАЭ стоят от 300 тысяч долларов до 2,5 миллиона долларов за голову.

Следует напомнить, что по закону о госслужбе чиновники и ранее обязаны были подавать в налоговую службу сведения о своих доходах, но достоянием общественности эта информация не становилась. Депутаты также обнародовали сведения о своих доходах, но не ежегодно, а только перед выборами. Правда, для того чтобы подаваемые декларации стали действенным механизмом борьбы с коррупцией, должно пройти еще немало времени. Пока, как показали декларации министров, достаточно указать, что до госслужбы чиновник занимался бизнесом, а все квартиры, машины и акции приобретены им в то время. Кроме того, новое требование Медведева подавать декларации распространяется только на жен и мужей и несовершеннолетних детей. Следовательно, скрыть доходы, переписав их на сестру или взрослого ребенка, по­прежнему несложно. Вопрос об ужесточении наказания чиновников за подачу ложных сведений тоже остался до конца не решенным. В указах сказано, что проверка достоверности и полноты сведений «осуществляется в соответствии с законодательством РФ». Напомним, в законе «О противодействии коррупции» установлено, что проверка сведений осуществляется представителем нанимателя «самостоятельно» либо «путем направления в порядке, устанавливаемом президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или госорганы, осуществляющие контрольные функции». Но такая формулировка оставляет коррумпированным кадрам поле для маневра. К тому же и процедура наказания не меняется и будет проходить по статье 57 закона «О государственной гражданской службе». Эта статья гласит, что за нарушения «представитель нанимателя» не обязан, а «имеет право» применить к чиновнику дисциплинарные взыскания. Причем в широком диапазоне — от замечания до увольнения. А такая формулировка сама по себе является коррупциогенной нормой.

Кстати, в среду президент как раз и занялся темой коррупциогенных норм. В частности, он внес в Госдуму законопроект «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и поправки в закон «О прокуратуре». Отметим, что прокуратура и сейчас вправе проводить экспертизу законопроектов. Однако сегодня органы проверяют, противоречит ли новый документ существующему законодательству. Президент же требует от прокуроров реагировать на правовые акты, формально не противоречащие законодательству, но предоставляющие государственным и муниципальным чиновникам «широкие полномочия без точного определения критериев принятия того или иного решения».

Сергей Бегляк
№89(22499)
22.05.2009

Источник: Газета «Речь»