21 мая 2009 года. 12:53

А ну его в болото

Череповецкий конструктор придумал уникальный болотоход и сумел наладить его мелкосерийное производство
Череповецкий Кулибин — так в шутку друзья и знакомые называют Владимира Пелецкого. Профессиональный охотник и механик с большим стажем сумел в одном устройстве соединить оба этих увлечения. «Я ничего специально не придумывал. Идея создания болотохода пришла ко мне от лени, ведь по болоту, когда ты на охоте, тяжело идти пешком», — рассказывает о зарождении конструкторской мысли Владимир.

Спустя пять лет с момента созревания идеи лениться изобретателю уже некогда: производство болотоходов, получивших по имени их создателя название «Пелец», поставлено пусть и на мелкое, но серийное производ­ство. Механизм, изначально придуманный охотником «под себя» и для себя, теперь на порядок превосходит ближайших импортных конкурентов. Началось же все с того, что Владимир Пелецкий, опробовав несколько разных болотоходов, понял, что лучше уж ходить пешком, чем ездить на таких несовершенных машинах. Прежде всего механик обратил внимание на главный просчет в конструкции — колеса.

— Протыкаются они постоянно, — констатирует Владимир. — И сами эти каракатицы очень громоздкие, до места их тяжело доставлять. Едут только в одну сторону, назад надо как­то волочить. В препятствие, например, упрется какое­нибудь, и все, заглохнет сразу: выходи, вытаскивай назад, заводи по новой. Одно мучение. Я сразу решил, что на моей машине будут гусеницы.

Решение оказалось верным. Первый опыт эксплуатации «Пельца» на гусеницах от обычного снегохода показал, что они гораздо надежнее и удобнее колесного хода. Мотор для «Пельца» № 1 конструктор взял от китайского мотоцикла. Мощности вполне хватило для неспешного движения по болоту на скорости около 5 км/ч. Передвигаться пешком по топям с поклажей на руках получается значительно медленнее, к тому же охотнику нужно постоянно отдыхать.

Следующим этапом эволюции машины стал отказ от ручной коробки передач и переход на вариатор. В результате изменений управление болотоходом значительно упростилось и все больше стало напоминать тракторное: ручка газа и два рычага для поворотов или полной остановки. Все механизмы специально подбирались так, чтобы любая запчасть была в пределах ближайшей доступности. По мысли создателя, охотник должен найти любую деталь в ближайшем от места поломки райцентре.

Постепенно «Пелец» встал на коммерческие рельсы. Вскоре друзья охотника помогли зарегистрировать предприятие, появился мини­цех, где над каждым «Пельцом» помимо разработчика трудятся теперь еще три человека.

— Я коммерческих целей по жизни не преследую. Я сделаю, у меня покупают, я еще сделаю, а его снова покупают, — рассказывает Владимир.

Сам «Пелец», как заправская иномарка, оброс дополнительными опциями: появился навесной тент, превращающий трактор в небольшую палатку, китайские моторы уступили место более надежным японским собратьям, в «салон» устанавливаются обогреватели и устройства для зарядки сотовых телефонов. Возможен даже лодочный мотор — ведь «Пелец» умеет плавать. Поразмыслив, изобретатель придумал и устройство для транспортировки механизма. «Пелец» ведь нужно еще как­то доставить до места охоты. Конструктор решил создать два устройства: сходни и тент для перевозки на обычном автомобильном прицепе, а также нечто вроде дышла с двумя колесами для того, чтобы сам «Пелец» превращался в прицеп. Эксплуатировать этот прицеп на дорогах общего пользования, конечно, нельзя, а вот доехать из деревни до леса — самое то.

— Я не знаю, как это все придумывается. Оно у меня как­то само в голове собирается, а потом я руками уже делаю, — признается Владимир.

Андрей Ненастьев
№88(22498)
21.05.2009

Источник: Газета «Речь»