20 мая 2009 года. 19:19

Испытание дорогой

В Шекснинском районе жители деревень за поселком Ирма, где излюбленные места отдыха тысяч череповецких дачников, охотников и рыболовов, столкнулись с дорожными проблемами, которые по своим масштабам превзошли, пожалуй, даже легендарный ремонт гранитной крошкой федеральной трассы Вологда — Новая Ладога.
В результате своеобразно организованного строительства на участке от Ирмы до поселка Камешник тяжелые грузовики практически полностью разбили около 15 километров проселочной дороги. Без транспортного сообщения остались порядка 10 деревень: дачникам не могут подвезти даже продукты, а местным пенсионерам — вовремя доставить пенсии. Рейсовые автобусы отменены, люди вынуждены добираться к своим участкам пешком по колено в грязи. Не спасает даже выделенный на подмогу «Урал» с военным шасси: застревает и он. Виновным в случившемся никто из ответственных сторон себя не признает.Череповецкие дачники в разгар сезона не могут добраться до своих участков в Шекснинском районе

По словам местных жителей, ездить «КамАЗы» начали еще в конце апреля (несмотря на сезонные ограничения по осевым нагрузкам), и первое время дорога их выдерживала. С 1 мая област­ные дороги официально открыли для большегрузного транспорта, и интенсивность движения возросла настолько, что на участке от Ирмы до Камешника не успевала оседать пыль.

— Праздник 9 мая для нас был испорчен, — переживает пенсионерка Елена Кустова. — Мы вынуждены были почти 20 километров идти пешком с внучкой, в хорошей одежде, потому что автобус не мог проехать после Ирмы. Сельсовет, конечно, послал грейдер, но за ним следом опять шли эти «КамАЗы». Водитель автобуса нам сказал, что будет теперь только до Ирмы ездить, а нам­то до Камешника нужно. Будет дождь, тогда как? Говорят, это газовики из Ухты строят себе коттеджи, уж больно им места наши понравились. Красиво тут у нас.

С 9 мая мало что изменилось.

— Мой сын вышел сегодня из Камешника в шесть часов утра, и до сих пор не дошел до Ирмы, — раздался звонок в нашей редакции в 9 часов 18 мая. — Не послали даже «вахту» (грузовик «Урал» — авт.), а обещали, что она будет ездить. Я уже начинаю бояться, как бы чего не случилось. Ведь автобус никого в Ирме ждать не будет, это и дальше идти пешком придется?

— Я не поверил, что за неделю хорошую грунтовую дорогу можно превратить в такое месиво, — возмущается череповчанин Владимир Наумкович. — Мы были там на позапрошлой неделе и еле проехали. Передо мной шла Honda CR­V, у нее клиренс около 25 сантиметров, так она просто ползла на брюхе, еле барахталась. Мы несколько раз выходили из машин, чтобы по­смотреть, все ли с ними в порядке.

Сразу за Ирмой, непосред­ственно на «месте происшествия», мы натыкаемся на стоящий у обочины грейдер.

— Сейчас грузовики с песком подойдут, будем засыпать, — зевает водитель.

Служебная «Волга» дальше пройти не может: грязь и в самом деле по колено. Шекснинец Сергей, который соглашается взять нас на борт своего внедорожника, за по­следние два дня пытается преодолеть дорогу уже второй раз.

— Вчера на «Мерседесе» хотели прорваться, но он почти сразу сел. Сегодня вот этот танк у знакомого взяли, посмотрим, на что он способен. Работать­то надо, мы тут на дачах шабашим… Тьфу, <…>! — разговор прерывает громкий удар о днище.

Не останавливаемся, чтобы не завязнуть. Через пять минут тряски натыкаемся на ямы глубиной с два наших колеса. Пытаемся объехать по обочине, но машину начинает сносить в кювет. Приходится остановиться. Спасает подключение «раздатки»: понемногу удается выбраться из грязевого плена и кое­как проехать дальше.

— Говорят, москвичи землю выкупили с обещанием сделать дорогу. Ну вот они ее и «сделали», — плюется водитель.

Спустя примерно 25 минут настоящего ралли на пути возникает первый населенный пункт — деревня Горка.

— Вы там не застали нашего предпринимателя? — интересуется череповецкий дачник Михаил Черняев, вышедший встречать гостей. — Он за хлебом для своего магазина уехал, его трактор сопровождает, да что­то мы думаем, что они там оба сядут. У нас тут всю неделю почти военное положение было: «КамАЗы» идут без перерыва. Газовики это. Перестали ездить только когда дорогу разбили уже настолько, что сами проехать не могут.

Местные дачники (в деревне около 60 домов) пока живут на своих продовольственных запасах, но переживают насчет того, как поедет «скорая помощь» (здесь много пожилых людей) или, на выходные, их дети из Череповца, которые привозят и еду, и необходимые лекарства.

Поселок Раменье от Горки, наверное, всего в паре километров, но добраться до него можно только на внедорожнике не менее чем за 20 минут.

— Вчера на Камешник ходила машина с продуктами, так пришлось ее «Уралом» вытаскивать, — рассказывает глава поселковой администрации Вера Смирнова. — Потом и сам «Урал» сел. Отсюда на Камешник вы ни на чем не проедете и не пройдете. Поселок отрезан сейчас от всего. Весь сезон дачникам сорвали. Мы тут уже все варианты прорешали, как быть: если вдруг кто заболеет, то больного на лодке перевозим, а «скорая помощь» уже на другом берегу ждет, продукты к нам пока худо­бедно возят. Конечно, если бы эти грузовики раньше остановили, то до такого бы не дошло. Я уже 15 лет тут работаю, но не думала, что такое вообще возможно.

На местной почте целый консилиум решает, везти ли подошедшей почтовой машине пенсию в Камешник.

— Мне начальник говорит, что надо везти, — настаивает оператор.

— Ну куда вы повезете? Он же там сядет на этой «буханке», и кто его потащит? — переживают местные жители.

— Выдернем «вахтой» если что…

— Не выдернете, там вчера саму эту «вахту» выдергивали!..

В итоге решено отложить доставку пенсии на несколько дней: может, чуть­чуть подсохнет дорога.

— В этом году период закрытия дорог установили не по погоде, — рассказывает зам. главы администрации Шекснинского района Надежда Голубева. — Нужно было попозднее открывать, но это не мы сроки определяем, а правительство области. Большегрузные машины там песок возили, разбили дорогу. Наверное, текущее строительство какое­то идет. Как обычно.

— Говорят, турбаза…

— Да. Сделают дорогу буквально на днях, а пока будет «вахта» людей возить. То есть автобус у Ирмы людей высаживает, и они дальше на «Урале» едут, два рейса: в 9 и 16 часов, бесплатно.

— А давно стройка идет?

— Я как­то не в курсе…

— Наверное, надо было продлить срок закрытия дорог, — подтверждает директор обслужива­ющей дорогу организации «Дорстрой» Сергей Мельников. — Раньше закрывали по 15 мая, а в этот раз открыли 1 мая. Нашими силами там сей час ничего не сделать. Не в том дело, что сил не хватит, а исходя из тех средств, которые нам выделены на содержание дорог. В этом году у нас даже дежурство было снято: раньше стоял наш сотрудник у шлагбаума и пропускал или не пропускал транспорт. Если грузовик замечали во время действия ограничений, то вызывали ГИБДД. С другой стороны, газовики могли бы сами, с точки зрения разума, не ездить, пока все не просохнет. Надо было выждать немного, если видят, что дорога разбивается. Урон там нанесен серьезный, они сами теперь будут гравием засыпать.

— А что там строится?

— Домыслы распространять не хочу, а точно не знаю.

Ближайшее к месту развития событий газовое предприятие — Шекснинское линейно­производ­ственное управление (ЛПУ) компании «Газпром трансгаз Ухта». На вопрос о том, что же за объект строится рядом с Камешником, руководитель ЛПУ Станислав Березин дал весьма расплывчатый ответ:

— Сегодня там работают, будем говорить, подрядчики, которые работают на Северо­Европейском газо­проводе.

— А что именно там строится?

— Площадки приема оборудования.

— То есть это строительство, связанное с газопроводом?

— Да.

— Какие меры будут предприниматься?

— Во­первых, никто ничего не нарушал. Машины работали после официального открытия дорог, знаков ограничений не было. В связи с тем, что дорога изначально некачественная, провалились пять участков где­то по 700 метров, там торф выскочил наружу. Панику разводить нельзя. Сейчас поставили «Урал», чтобы возить школьников, других людей. Подготовлен крупный гравий, пробьем хотя бы одну полосу, чтобы можно было ездить. Мне тоже жалобы идут. Здесь 50 процентов вины дорожников, которые плохо построили дорогу и содержали ее. Люди занимаются ремонтом, никто не снимает с себя ответственности. Если дождей не будет, то сделаем все за три­четыре дня, все силы на это брошены.

— Никакой стройки мы там однозначно не ведем, — в свою очередь поведал представитель вологодского подразделения компании «Газпром трансгаз Ухта» Илья Житнев.

— Но шекснинское ЛПУ — это же ваше подразделение?

— Мы над ними не главенствуем.

— Там может строиться СЕГ?

— «Северный поток» не проходит через этот участок. Нет, там не может быть СЕГ.

Запрос «Речи» в департамент дорожного хозяй­ства правительства области, содержащий в том числе во­прос о том, жертвами какого именно строительства стали люди, до сих пор остается без ответа. Попытки выяснить это на уровне замов губернатора и его помощников не увенчались успехом. Ничего не знают о происхождении стройки и зам. прокурора Шекснинского района Сергей Еронен, нет информации о ней в череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуре. Открещиваются от участия в строительстве компании «Вологдарегионгаз» и «Стройгазконсалтинг» (подрядчик для СЕГ).

Возмущенные дачники и постоянные жители блокированных поселков уже написали жалобы в местную администрацию, департамент дорожного хозяйства, районную прокуратуру и губернатору. Возможно, кто­то из государственных служащих все же сможет внятно объяснить людям, что за таинственный объект неожиданно начал возводиться буквально по­среди леса и почему о его предназначении ходят лишь сомнительные слухи. Сами жители и дачники утверждают, что им не было бы дела до строительства (что бы там ни строилось, это ведь еще не преступление), но организация работ не просто помешала людям, а серьезно изменила их жизнь.

Андрей Ненастьев
№87(22497)
20.05.2009

Источник: Газета «Речь»