18 мая 2009 года. 12:56

Живопись расцвела в мае

Череповецкие художники воспевают Пушкина и женскую красоту
Накануне Всемирного дня музеев череповецкие «хранители» отметились тремя музейными проектами. В Выставочном зале открылись две выставки. Одна из них приурочена к 210­летию со дня рождения Александра Пушкина и носит название «Чудное мгновение», а на другой представлено обширное собрание полотен известного череповецкого художника Бориса Белянина. А в Художественном музее Евгений Мартышев — не менее значимая для местного искусства фигура — открыл свою выставку женского портрета «ВераНика». Ни к какой дате или событию появление этой «галереи» не приурочено — просто, по мнению художника и музейщиков, изображение красивой женщины всегда уместно.

Выставку к 210­летию со дня рождения Пушкина открыли за месяц до торжественного дня (6 июня). Некоторые из портретов и картин, которые попали на выставку, были созданы к двухвековому юбилею русского классика. Тогда, в 1999­м, все дышало Пушкиным; нынешняя круглая дата наверняка будет отмечаться скромнее. Но только не в Череповце. Судя по количеству работ и набору имен авторов, предоставивших свои полотна на выставку, у каждого «практикующего» художника, если хорошо поискать, обязательно найдется картина или рисунок, на котором запечатлен Пушкин или герои его произведений. Особенно на выставке выделяется портрет поэта, принадлежащий кисти Михаила Копьева: классик на нем выглядит настолько живо, что кажется, будто он позировал автору. Полотна Людмилы Ваневой отличаются красочностью и оригинальностью. На картине «У лукоморья», не отличающейся величиной, художница умудрилась вместить все пушкинские «чудеса», описанные между фразами «у лукоморья дуб зеленый» и «там русский дух, там Русью пахнет». Другая работа Ваневой предлагает кардинально иной взгляд на знакомый всем со школы образ Арины Родионовны. Видимо, запечатлена пушкин­ская няня лет за тридцать до рождения своего воспитанника — с полотна смотрит не старушка в платочке, а статная девушка в сарафане и кокошнике. Притягивают взгляд и картины Любови Борисовой из серии «Петербургские каникулы» — изображенные ею улочки современного Санкт­Петербурга, как кажется на первый взгляд, к Пушкину имеют опосредованное отношение, но при этом вполне могут служить иллюстрациями ко многим его произведениям.

Во втором зале той же музейной галереи расположилась выставка Бориса Белянина, которому уже за восемьдесят. В последние годы из­за болезни художник редко берет в руки кисть, но его прежние работы (на выставке последняя датируется 2005 годом) говорят сами за себя. Белянинский стиль не всем понятен, но многими любим. Манера его письма очень необычна, нередко ее называют мозаикой. Его действительность состоит из точек, квадратов и напоминает лоскутное одеяло. «Живопись Белянина — странный симбиоз самодеятельного, несколько наивного подхода и неожиданно высокого, профессионального результата», — пишет о его творчестве коллега, череповецкий художник Владимир Татаринов.

В Художественном музее можно увидеть новую персональную выставку Евгения Мартышева. Знаменитый в Череповце и за его пределами художник интригует публику уже начиная с названия — «ВераНика». «Пускай каждый сам для себя решит, кого я имел в виду — реального человека или женский идеал», — говорит Евгений Иванович. В экспозицию вошли тринадцать портретов женщин разного возраста, выполненных в разном жанре: от спокойного — сидит дама за столом, до откровенного — лежит дама без одежды. «Женщины — это сквозная тема творчества большинства художников, и я тоже не исключение, — говорит Евгений Мартышев. — В последнее время я довольно часто обращаюсь к женскому образу — поступает много заказов на портреты, и в основном от представительниц слабого пола. Заказывая портрет художнику, они хотят увидеть себя в новом ракурсе, с новой стороны».

Сергей Виноградов №85(22495)
18.05.2009

Источник: Газета «Речь»