4 мая 2009 года. 16:42

«Выигрыш потрачу на развитие интеллекта земляков»

Почему грустит череповчанин, который получит тридцать тысяч за победу в «Что? Где? Когда?» над командой Козлова?
Интернет­вопрос 23­летнего череповецкого программиста Антона Григорова про Зайца и Волка из «Ну, погоди!», выпавший в тринадцатом интернет­секторе, подставил ножку команде Андрея Козлова, которая проиграла финал весенних игр. В итоге извечным чемпионам не хватило одного очка, чтобы повторить свой прошлогодний успех. Очевидцы рассказали Антону, что после игры, которая в минувшее воскресенье была показана в прямом эфире «Первого канала», Андрей Козлов, не стесняясь нежных ушей эрудитов, «по матушке» проходился по Антону и его вопросу, переложив на него причину проигрыша. Дескать, «ну, парень, погоди». Сюжет культового советского мультфильма, где Волк гоняется за Зайцем, имеет все шансы сбыться — многие годы Антон Григоров играет в «Что? Где? Когда?» и «Брейн­ринг» и на фестивалях неоднократно встречал Козлова.

Наутро после игры автор скандального вопроса Антон Григоров сидел в редакции «Речи». Обладатель тридцати тысяч рублей выглядел неожиданно грустным. «По правилам вопрос не должен превышать ста пятидесяти символов — из­за этого его и пришлось сильно урезать. В результате не только пропала вся красота вопроса, но он и вовсе стал некорректным. То есть в во­просе не содержалась зацепки, которая бы позволила на него ответить», — рассказывает он. Для сравнения приведем два варианта вопроса. На первый, сочиненный Антоном еще четыре года назад для юношеского чемпионата, с легкостью ответили школьники. Во второй редакции, вынужденно сокращенной, вопрос оказался не зубам лучшей команде «ЧГК» в мире. Вариант первый: «Вы наверняка слышали, а кто­то, возможно, и видел, как Майк Тайсон откусил ухо Эвандеру Холифилду. Многие телезрители видели, как во время московской Олимпиады после завершения велогонки произошел подобный случай. Двое из ее участников просто озверели, и первый откусил кусочек от второго, а второй — от первого. Назовите обоих спортсменов». Ответ: «Заяц и Волк из «Ну, погоди!». После победы в велогонке Заяц и Волк полакомились тортом с шоколадными фигурками». Вариант второй: «Многие видели, что на Олимпиаде­80 два призера соревнований покусали друг друга после церемонии награждения. В каком виде спорта они участвовали?» Ответ: «Велогонки. Это Заяц и Волк из «Ну, погоди!». После гонки они ели шоколадный торт».

Разница, согласитесь, имеется. В первом зацепка налицо, даже две: во­первых, говорится об откушенном ухе, а во­вторых, упоминается об «озверении» участников велогонки, что сразу бы побудило знатоков искать правильный ответ за пределами мира людей. В итоге же за столом не звучало даже отголосков правильной версии — знатоки «копали» совершенно в других «землях». Может, мультиков давно не смотрели? «Когда я увидел по телевизору, что выпал мой вопрос, никаких возгласов радости не издавал. Выпал и выпал. Понимаете, я уже пять лет в этом котле варюсь, и особенного удивления или эйфории такие вещи у меня уже не вызывают, — рассказывает Антон. — Вот за минутой обсуждения наблюдал с особым чувством — признаюсь, мне очень хотелось, чтобы знатоки ответили и вопрос получил хорошую оценку. Для меня это было важнее денег, честное слово. Знаете, как проверяется, понравился знатокам вопрос или нет? Если после того как прозвучал правильный ответ, знатоки хватаются за голову, значит, вопрос хороший».

А они не только за голову не схватились — гримасы такие скорчили, что Антона Григорова перед телевизором в жар бросило. Особенно недоуменным выглядел Игорь Кондратюк, который повторял про себя: «На Олимпиаде? Волк и Заяц? Торт ели?» Всего год назад он мило позировал для любительского фото в обнимку с автором злосчастного вопроса.

«Фамилия у меня сложная, болгарская, ударение падает на первый слог, — рассказывает Антон Григоров. — Сначала, как только выпал мой вопрос, ведущий Борис Крюк назвал меня Антоном Григоровым с ударением на втором слоге. Но потом ему, видимо, подсказали редакторы (а вокруг него сидит пять редакторов со всем сторон — сам видел), которые меня знают, и он назвал меня правильно. В конце игры, когда перечислялись фамилии победивших телезрителей, я и вовсе стал Григорьевым». Попасть в святая святых «Что? Где? Когда?», охотничий домик в Нескучном саду, где проходят съемки, череповецким братьям­близнецам Григоровым посчастливилось в прошлогоднем апреле. Пять лет своей молодой жизни братья отдали любимой игре, организовав в родном городе из одноклассников команду «Пеньки с глазами», которая на первом же крупном состязании, чемпионате Вологодской области, заняла третье место. В центральном офисе игры братьев Григоровых тоже знают — они постоянные посетители и участники интернет­форума на сайте передачи. Ежегодно самые активные получают приглашение лично поприсутствовать на съемках. Год назад приглашение пришло и череповчанам. «Тесновато там, людей много. Даже если в обморок упадешь, на пол не рухнешь — удержат», — вспоминает Антон о той поездке. Но не только эти знания он вынес из московского вояжа. Подсмотрел внимательный программист, что количество присланных через интернет вопросов, пугающее своим многотысячным объемом, на самом деле серьезно завышается для придания «Что? Где? Когда?» должного имиджа народной игры. То есть шанс у посылающего вопрос действительно есть, и он вполне реален. Тогда­то Антон и стал посылать свои вопросы, что раньше считал пустой тратой времени.

Была у братьев Григоровых и другая надежда попасть в телевизор — команда зрителей, которая играет раз в год. Регулярно посылай СМС­сообщения с правильными ответами — шей смокинг и жди приглашения. «Мы с братом всегда смотрим игру вместе — отсылаем первую версию, которая приходит в голову, — рассказывает Антон. — Надо ведь еще до истечения минуты успеть свой вариант на телефон набрать. Таким образом, ответ придумывается секунд за двадцать». Рекорд братьев — семь верных ответов за игру. Благодаря этому и прочему результатам череповчане стали официальными кандидатами в сборную зрителей. Так что сесть за легендарный дубовый стол в не менее легендарные кожаные кресла знатоков шанс есть. Одно беспокоит: за креслом будет стоять раздраженный Козлов.

Антон Григоров — не первый череповецкий программист, который обыграл знатоков на 13­м секторе. В декабре 2003 года студентка факультета информатики ЧГУ Ольга Трибшток заработала 24530 рублей за то, что на ее вопрос не ответили знатоки. В 4530 рублей ее вопрос оценили телезрители, 10 тысяч за хороший вопрос подарил спонсор. А потом подумал и отвалил еще 10 тысяч за то, что девушка прислала фото. Выигрыш пошел на приобретение нового компьютера.

P.S. Антон Григоров обещает на деле доказать, что отправить вопрос на передачу его побудил не меркантильный интерес. Выигранные деньги череповчанин, сам человек небогатый (с братом работают программистами в городском Центре муниципальных информационных ресурсов и технологий), потратит на развитие череповецкого клуба интеллектуальных игр.

Сергей Виноградов №76(22486)
30.04.2009

Источник: Газета «Речь»