Алексей Мордашов: «Чем быстрее кризис развивается, тем быстрее и эффективнее мы сможем из него выйти»
В ноябре прошлого года, когда мировой экономический кризис только начинался, генеральный директор ОАО «Северсталь» Алексей Мордашов прогнозировал, что он продлится от двух до пяти лет. «Думаю, что прогноз этот в целом остается актуальным, — подтвердил он этой неделе в интервью череповецким журналистам, — кризис продлится гдето в интервале трех — пяти лет».
О кризисе.
Мордашов подчеркивает, что у кризиса существуют разные этапы, и важно понимать особенность каждого. В мире существующие мощности по производству стали примерно в полтора раза превосходят спрос. «Это означает, что, пока производители стали не пройдут через реструктуризацию и не приведут мощности в соответствие со спросом, мы не сможем рассчитывать на восстановление нормальной работы отрасли», — считает глава «Северстали». — Видимо, пройдет период в несколько лет, когда мы будем работать на этом низком уровне потребления стали. Причем это будет характерно не только для «Северстали», не только для металлургии, но и для всех отраслей мировой экономики. Соответственно, по истечении нескольких лет реструктуризации мы можем ожидать подъема. Исходя из масштабов той реструктуризации, которая необходима, думаю, что три — пять лет уйдет на то, чтобы мир снова собрался, перестроился и снова начался рост. Но это не означает, что все проблемы исчезнут. Это означает только то, что борьба с кризисом закончится, прекратится падение и начнется подъем».
О доходах и расходах.
«При наличии избыточных мощностей мы вступаем в фазу так называемой ценовой конкуренции, это означает, что производители будут пытаться завоевать большую долю рынка, предлагая все более и более низкие цены покупателям. Поэтому снижение издержек является критическим фактором для успеха компании в условиях кризиса. В связи с этим понятна и основная задача реструктуризации, которую нам предстоит реализовать: радикальное снижение издержек», — говорит Мордашов. Он признает, что у компании есть ряд активов, которые «генерируют убытки». И с этим нельзя смириться. «В «Северстали» не должно быть производств, которые убыточны, все подразделения компании должны зарабатывать деньги, — ставит задачу гендиректор. — Для того, чтобы они были в состоянии это сделать, их необходимо реструктурировать.
Говоря о снижении издержек, Алексей Мордашов конкретизирует два направления работы. Вопервых, сделать это можно за счет «индустриальной реконфигурации», что позволит обеспечить оптимальную загрузку мощностей и тем самым снизить издержки. Вовторых, издержки будут сокращать мероприятия по повышению качества продукции, снижению расходных коэффициентов и других непроизводственных расходов. «Важным фактором остается способность удовлетворить покупателя, завоевать его, не просто поставляя ему продукцию, но и предвидеть, оценивать его нужды и дать ему то, что он хочет», — уточняет Мордашов.
О дивизионах.
Алексей Мордашов так оценивает работу основных дивизионов «Северстали»: «Кручинин и его коллеги продемонстрировали решительность и высокую эффективность своих действий. ЧерМК очень хорошо отреагировал на кризис и предпринял целый ряд решительных шагов. При этом есть еще многое, что можно сделать для повышения эффективности работы. При проведении дальнейшей реструктуризации нам предстоит снизить себестоимость стали и проката. Не буду озвучивать цифры, которые обсуждаются на совещаниях, но они очень амбициозны. Получив конкурентную себестоимость, мы можем завоевать значительную долю рынка».
Говоря о ресурсном дивизионе, Мордашов отмечает, что главная болевая точка «Северсталь Ресурса» сейчас — Воркута. Одновременно нужно оптимизировать Оленегорский ГОК, его объем производства, стабилизировать себестоимость продукции. Также необходимо повышать эффективность Костомукши, достичь ее максимального потенциала.
«Кроме того, у нас есть предприятия по добыче и переработке золота, образующие так называемый «золотой» сегмент, — завершает краткий обзор глава компании. — Сегодня он приносит половину дохода «Северсталь Ресурса». И здесь имеется хороший потенциал повышения эффективности, роста, и за счет сокращения издержек, и за счет роста объемов производства по добыче золота. Золото — сегодня хороший продукт. Маржа по нему очень высока, почти 50 процентов, и это тот продукт, который хорошо выручает нас в тяжелой обстановке».
О персонале.
Почему «Северсталь» сокращает намного больше персонала, чем конкуренты? Отвечая на этот вопрос, Мордашов возражает: «Мы знаем, что цифры сокращений наших конкурентов не так сильно отличаются от наших. Просто мы говорим об этом более прямо и открыто». «Мы должны были бы оптимизировать численность нашей структуры, даже если бы кризиса не было, — продолжает Алексей Александрович. — У нас слишком много бюрократизма, много ситуаций, когда люди мешают работать друг другу, потому что их много». Позиция Мордашова понятна: «Если мы можем уменьшить численность занятых на производстве, мы должны это делать. Тем самым повысим свою эффективность и создадим условия для сохранения работы и зарплаты оставшимся, а значит, обеспечим благополучие тех городов, в которых мы работаем». Вместе с тем глава «Северстали» признает, что сокращения достаточно велики; что люди теряют работу, и это очень болезненно… «Но мы сможем организовать обучение этих людей новым профессиям, новым специальностям, организовать временные работы совместно с администрацией города и области, — отмечает Мордашов. — С одной стороны, мы снизим социальную остроту. А с другой стороны, люди, освоив новые специальности, создадут базу для дальнейшего роста других бизнесов. Не секрет, что Череповец, слишком сильно зависит от металлургии. Если бы в городе была больше диверсифицирована экономика, то, наверное, последствия кризиса были бы меньше».
Алексей Александрович отметил, что работа в условиях кризиса — это тяжелая работа. И не все руководители себя комфортно чувствуют в этих условиях. Именно с этим, возможно, связаны решения, который приняли некоторые топменеджеры, покидая компанию. «Не все хотят этой тяжелой работой заниматься. Поэтому и происходят кадровые изменения,» — резюмирует Мордашов и, отвечая на вопрос «Будут ли еще кадровые изменения?» добавляет: «Мы ничего не планируем, но ничего и не исключаем. Я не жду больших кадровых изменений, но, наверное, какието возможны».
О национализации.
В советы директоров ряда крупных компаний вошли представители государства. Многие расценивают этот шаг как частичную национализацию. Однако Мордашов сразу отметил, что наличие представителей государства в совете директоров не означает национализацию. «Мы не ожидаем никакой национализации «Северстали», ни полной, ни частичной, не ожидаем появления представителей государства в совете директоров, — говорит Алексей Александрович. — «Северсталь» управляется и будет управляться в соответствии с теми принципами, с которыми она создана и функционирует в рамках свободной рыночной экономики, в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании того устава, который есть у компании».
Об уверенности в завтрашнем дне.
В заключение интервью Алексей Мордашов поделился тем, что в него вселяет надежду и уверенность в завтрашнем дне: «Наши люди — работники «Северстали», самый высокий наш потенциал, который мы явно не используем в полной мере». «Уровень профессионализма и преданности делу наших сотрудников очень вырос в последние годы, — подчеркнул Мордашов, — и в первую очередь от руководителей зависит, сможем ли мы его раскрыть в полной мере или нет. Уверен, что и кадровые изменения, которые происходят сегодня в компании, будут способствовать более полному раскрытию потенциала наших людей. Если мы будем работать на общую цель, будем работать, как слаженная команда, несомненно, у нас будет блестящее будущее. И это главная надежда».
Кроме того, по мнению Мордашова, фактором, который вселяет надежду, является острота кризиса и скорость его развития. «По моему глубокому убеждению, чем быстрее кризис развивается, тем быстрее и эффективнее мы сможем из него выйти, — говорит глава «Северстали». Бессмысленно тянуть неэффективное производство дальше и дальше, оправдывая это какимито надеждами на улучшение рыночной ситуации. Чем быстрее мы проведем реструктуризацию, тем быстрее мы улучшим нашу жизнь, тем быстрее мы получим результат от этого. И это второй фактор надежды».
Интервью Алексея Мордашова выйдет в телеэфир на «Канале 12» в четверг, 7 мая, в 20.05, в программе «Перекресток».
О хоккейном клубе.
Отвечая на вопрос болельщиков ХК «Северсталь», Алексей Мордашов заверил, что компания будет поддерживать клуб. «Мы понимаем, что без нашей поддержки ему не выжить. При этом мы надеемся на продолжение поддержки со стороны областного бюджета, который хоккейному клубу всегда помогал. Мы очень благодарны за это всем вологжанам и губернатору области В.Е.Позгалеву». При этом Мордашов отметил, что объем дотаций будет снижен. «Все, кто связан с хоккейным клубом, не могут рассчитывать, что в нынешних экономических условиях финансирование хоккейного клуба будет в том же размере, в каком это было раньше, — сказал он. — Тяжесть экономических последствий кризиса должны на себе нести не только рабочие череповецкого комбината или воркутинских шахт, но и игроки хоккейной команды и все, кто с ней связан. Продолжая финансировать команду, рассчитываем, что хоккеисты будут радовать болельщиков своей игрой, которая тоже имеет свои сферы для улучшения».
Подготовил Максим Горсткин
№76(22486)
30.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →