27 апреля 2009 года. 19:56

Столичные инвесторы: почему Череповец?

Финансовый кризис внес коррективы в планы столичных инвесторов, собиравшихся реализовать свои проекты в Череповце, однако некоторые из них смогли не только удержаться на плаву, но и продолжить строительство своих объектов. В статье «Гипермаркеты придут с опозданием» («Речь» от 13 апреля) мы уже рассказывали о судьбе трех торгово­развлекательных центров, анонсированных в городе тремя различными девелоперами: строительство двух заморожено, а вот еще один, ТРЦ «Июнь», компания «Регионы» планирует сдать уже осенью. На что надеется столичный инвестор в Череповце и с какими проблемами он может столкнуться в городе, переживающем сейчас не лучшие времена, «Речи» в заочном интервью рассказывает учредитель и председатель совета директоров ОАО «Регионы­Девелопмент» Амирхан МОРИ, постоянно проживающий в Великобритании.
— В Череповце, как и во многих других региональных городах РФ, в течение прошлого года было анонсировано несколько крупных проектов строительства ТРЦ столичными девелоперами. Чем, на ваш взгляд, объяснялся такой интерес к регионам со стороны крупных инвесторов и по каким параметрам инвестор обычно определяет, где именно он будет строить ТРЦ?

— Торговая и развлекательная недвижимость стоит на пересечении рынка недвижимости как такового и других сфер бизнеса, связанных с индустрией торговли и развлечений. Грамотная организация торгово­развлекательной площадки — целая наука. Перед тем как создавать компанию «Регионы», нами был сделан тщательный анализ потенциала рынка торговой недвижимости с привлечением ведущих российских и западных консалтинговых компаний. Мы пришли к выводу, что перспективы развития сектора гораздо больше, чем в некоторых других секторах рынка недвижимости. Об этом свидетельствует тот факт, что если в странах Западной Европы на 1 тыс. человек приходится 300 — 600 кв. метров торговых площадей, то в России в среднем 19 кв. метров. Учитывая то, что рынок Москвы и Московской области, по нашему мнению, будет несколько «перегрет», мы сделали упор на развитии бизнеса в регионах (отсюда и название компании). При этом наше внимание было направлено на города, в которых расположены крупнейшие предприятия, с большим экономическим потенциалом, стабильно функционирующие, обеспечивающие высокую занятость граждан, а следовательно, и устойчивый потребительский спрос населения на товары и услуги. Не последний фактор в выборе площадки — политика администрации региона по созданию благоприятного инвестиционного климата. Ведь ТРЦ — это не только организация новых рабочих мест, но и создание благоприятных условий для будущих инвесторов, намеренных вкладывать средства как в жилищное строительство, так и в другие инфраструктурные проекты. Практика показывает, что после открытия крупных торговых центров вокруг них начинается интенсивное строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры, что в конечном итоге сказывается на привлекательности региона.

— В связи с кризисом многие девелоперские компании официально или неофициально объявили о заморозке своих проектов. Изменилась ли программа развития компании «Регионы», когда и в каком виде будет сдан ТРЦ «Июнь» в Череповце?

— В отличие от многих девелоперов мы не заморозили строительство и продолжаем работать по намеченному графику. Открытие ТРЦ «Июнь» в Череповце планируется на сентябрь этого года. Другой ТРЦ — в Уфе — будет открыт к Рождеству. Открыты и функционируют ТРЦ в Санкт­Петербурге и Красноярске. Таким образом, уже в этом году в порт­феле компании будет четыре реализованных проекта общей площадью 265 тыс. кв. м.

— Ожидаются ли проблемы с наполняемостью коммерческих площадей в ТРЦ, открываемых во время кризиса? Как строится ценовая политика вашей компании в отношении аренды площадей? Принимается ли во внимание стоимость аренды коммерческой недвижимости в городе в целом?

— Мы не отрицаем, что проблемы с наполняемостью есть. Главным образом это касается федеральных сетей, с которыми имелись предварительные договоренности. Как извест­но, около 20 розничных сетей прекратили свое существование в 2008 году, а в 2009 году их количество, по информации Национальной торговой ассоциации, может сократиться еще на 50. Однако мы работаем над решением этой проблемы. Нам всегда интересны новые удачные концепции магазинов, даже если арендатор не является сетью и представлен одним магазином. Мы всегда стараемся соблюдать баланс интересов и готовы на начальном этапе оказывать помощь нашим партнерам. Мы, разумеется, постоянно изучаем рынок аренды коммерче­ской недвижимости в городе. Надо понимать одну важную вещь. На сегодня (и такая тенденция характерна для многих регионов России) в Череповце, к сожалению, не существует ни одного торгового центра, отвечающего международным стандартам, со сбалансированным набором арендаторов и профессиональным управлением. Быть может, на первоначальном этапе кому­то покажется, что предлагаемая нами арендная плата несколько завышена, однако это будет каче­ственно другой уровень торгового центра, позволяющий оказывать больший спектр услуг. Это как новая модель автомобиля, которая может стоить дороже предыдущей, но включать в себя гораздо больше функций и обладать лучшими техническими характеристиками, при этом потребители будут делать выбор в пользу последней.

— Кто будет якорными арендаторами в ТРЦ «Июнь» в Череповце? Каким образом девелопер обычно привлекает крупных сетевиков? Исследуют ли сетевики потенциальный спрос в городе самостоятельно? Есть ли результаты таких исследований применительно к Череповцу?

— Это взаимосвязанные вопросы, которые мы решаем с самого начала при разработке концепции. Наша стратегия — это создание не только торгового объекта, но и, прежде всего, центра семейного досуга и отдыха. При разработке проекта ТРЦ у нас обязательно присутствуют крупный продуктовый гипермаркет, детский универмаг, супермаркет электроники, магазины товаров для дома, а также торговая галерея международных брендов. В состав развлекательной части входят многозальный кинотеатр, детский игровой центр, боулинг, фитнес­центр, кафе и ресторанный дворик. Не секрет, что все арендаторы так же, как и мы, самостоятельно проводят анализ потребительского рынка города, изучают покупательский спрос населения и так далее. По результатам делают вывод — идти в регион или нет. В большинстве случаев наши оценки совпадают. Проект в Череповце высоко оценивается нашими партнерами­арендаторами. На сегодня у нас идет хорошая заполняемость, и этот факт уже говорит о том, что регион благоприятен для развития. Сейчас можно предположить, что при запуске нашего ТРЦ некоторые из якорных арендаторов могут открыться чуть позже (в связи с большим объемом подготовительных работ), однако мы рассчитываем на открытие не менее 70 % торговых площадей.

— Как приход крупной столичной компании влияет на рынок торговли в небольшом городе? Известны ли случаи, когда мест­ные торговые точки, ранее занимавшие лидирующие позиции, закрывались или вынуждены были менять место расположения?

— Учитывая, что ТРЦ «Июнь» станет первым и пока единственным в городе современным торговым объектом европейского уровня, мы ожидаем, что со временем часть магазинов переедут к нам в торговый центр. Дело в том, что современный торговый центр генерирует большой поток посетителей. Гипермаркет, рестораны, кинотеатр и развлекательный комплекс привлекают к нам людей самых разных возрастных групп: детей­подрост­ков, молодежь, семейные пары. Тем самым торговый центр создает благоприятные условия для торговли, позволяя совмещать покупки с отдыхом и развлечениями. Такой набор услуг сильно повышает посещаемость ТРЦ и увеличивает оборот для магазинов любого формата.

— На ваш взгляд, какова будет ситуация на этом рынке после окончания кризиса? Будут ли размораживаться приостановленные сейчас проекты?

— Кризис не вечен. Это не первый кризис, который мы переживаем за столь короткий промежуток времени. Были и более сложные времена, однако необходимо помнить, как гласит пословица: «Если хочешь увидеть радугу, надо пережить дождь».

По данным российского рейтингового агентства «Эксперт — РА», Вологодская область входит в число наиболее привлекательных и стабильных регионов по инвестиционному климату. Регион постоянно поддерживает устойчиво низкие риски инвестирования, в результате в 2008 году произошло снижение рисков для инвестиций в область. Место по «рисковому» потенциалу повысилось на шесть позиций — с 14­й в 2007 году до восьмой в 2008 году из 83 экспертируемых регионов. Вологодская область соревнуется на равных с такими традиционно привлекательными регионами, как Москва, Нижегородская, Ростовская области, Татарстан и Башкортостан. Эксперты также отмечают высокий производственный и финансовый потенциал региона, обусловленный высоким уровнем развития промышленного и перерабатывающего комплекса. Отмечен высокий туристический потенциал области. Несмотря на общее снижение инвестиционной активности в связи с финансовым кризисом, ряд инвесторов различных масштабов продолжают реализацию своих проектов в Череповце.

Андрей Ненастьев
№74(22484)
28.04.2009

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

ТГК-2 назвало новые сроки включения горячей воды в центре Вологды

Водоснабжение должны были восстановить сегодня утром

Последнее в рубрике

Отопление веранды в межсезонье

Вологодская область характеризуется холодным климатом, особенно в осенне-зимний период, когда температура может опускаться ниже -20°C. Если у вас есть открытая веранда в загородном доме, важно правильно выбрать систему отопления, чтобы создать комфор