23 апреля 2009 года. 16:11

Иконы возвращаются в Кириллов

Московский музей Андрея Рублева рассчитался с Вологодчиной
История возвращения на родину икон XV века из иконостаса деревянной церкви Ризоположения села Бородава Кирилловского района длится уже несколько лет — около 20 икон до недавних пор находились в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, куда были вывезены в 1956 году для проведения реставрационных работ. В 1998 году удалось вернуть 14 икон, а в минувшую пятницу сотрудники Кирилло­Белозерского музея с гордостью объявили о возвращении оставшихся пяти.

О доставке из музея им. А. Рублева пяти ценнейших икон XV века в Кирилло­Белозерский музей­заповедник губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев договорился с министром культуры России Александром Авдеевым во время встречи в Москве 17 марта.

Иконы происходят из Ризоположенской церкви села Бородава Кирилловского райна, освященной в 1485 году. В конце 1950­х годов Бородава попала в зону затопления при строительстве новых шлюзов в системе Волго­Балта. В декабре 1957 года церковь Положения пояса и ризы Богородицы была демонтирована и вывезена в Кириллов. Иконы из иконостаса бородавской церкви еще в январе 1956 года были отправлены на реставрацию в Москву.

Переговоры руководства Вологодской области и Кирилло­Белозерского музея­заповедника с Министерством культуры Российской Федерации по возврату икон велись на протяжении нескольких десятилетий. В 1998 году в Кирилло­Белозерском музее­заповеднике был отреставрирован архимандричий корпус, где разместилась основная коллекция икон. Это важнейшее событие помогло добиться возвращения в Кириллов 14 бородавских икон XVI — XVII веков. В Москве остались пять самых древних, датируемых временем освящения храма Ризоположения, их включили в постоянную экспозицию ЦМиАР. Специалисты считают, что они писаны в мастерской великого древнерусского иконописца Дионисия, автора знаменитых фресок ферапонтовского храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Пять самых ценных икон из иконостаса церкви Ризоположения вологжане увидят в Кириллове уже 18 мая — 11 лет потребовалось для того, чтобы это стало возможным. По словам сотрудников музея, это было очень сложным мероприятием — даже на министра культуры оказывали давление: древние иконы должны остаться в Москве.

— Очень важно вернуть образа, которым молились наши предки, — сегодня россияне утратили этот опыт, опыт общения с образом, — считает Михаил Шаромазов, заведующий экспозиционным сектором музея фресок Дионисия, филиала Кирилло­Белозерского музея­заповедника. — К этим иконам в течение многих веков ни разу не поворачивалась спина прихожанина. Вологодская область не полна без этих жемчужин.

— Сейчас идут уже третьи по счету реставрационные работы, — сообщает Галина Иванова, директор Кирилло­Белозерского музея­заповедника. — И если будут созданы нормальные условия, то скоро можно будет увидеть весь иконостас церкви Ризоположения в родном интерьере. Реставрация производится знаменитым центром Александра Попова, который использует для работы инструменты ХV века. Возможно, впоследствии церковь будет помещена в специальный павильон, позволяющий поддерживать температуру и влажность, требуемые для сохранности исторического памятника и произведений искусства. До этих пор иконы будут включены в основную экспозицию кириллов­ского музея — условия, созданные в музее, одобрены экспертной комиссией как подходящие для хранения икон.

Церковь Положения пояса и ризы Богородицы, освященная в 1485 году, была срублена в селе Бородава на средства архиепископа Иоасафа (в миру князь Исаак Михайлович Стригин­Оболенский), преемника того самого архиепископа Ростовского Вассиана, который заказал Дионисию в 1481 году иконы для иконостаса московского Успенского собора. Торговое село Бородава стояло при впадении речки Бородавы в Шексну в 25 верстах от Ферапонтова монастыря. Церковь была поставлена на земле, принадлежащей Ферапонтову монастырю, который относился тогда к Ростовской епархии. До посвящения митрополитом Геронтием 22 июля 1481 года во архиепископа Ростовского Иоасаф некоторое время был игуменом в Ферапонтове. Вероятно, своего рода ностальгия по Ферапонтову не оставляла Иоасафа и на ростовской кафедре. Так, по просьбе святителя, уходившего на покой, причт церкви Ризоположения в Бородаве согласно жалованной грамоте его преемника архиепископа ростовского Тихона освобождался от церковной дани и пошлин с 1 апреля 1489 года.

Елена Срапян
№71(22481)
23.04.2009

Источник: Газета «Речь»