23 апреля 2009 года. 16:11

Череповчане платят за ЖКУ

Процент собираемости платежей за жилищно­коммунальные услуги с приходом весны заметно увеличивается. Если в зимние месяцы это было около 60 %, то в марте даже чуть больше 90 %. Неплохой показатель, говорят в департаменте ЖКХ, но поставленная цель — как минимум, 98 %. Какие методы работы с неплательщиками сейчас применяют управляющие компании?
Теоретически, если платежи не вносит большин­ство семей, проживающих в доме, управляющая компания (или ТСЖ) может отключить весь дом от коммунальных услуг. В марте на некоторых домах, где образовались существенные суммы задолженностей, появились объявления с предупреждением о возможности применения такой меры, если долги не будут погашены. Однако на практике до отключения всего дома, по всей видимости, дело не доходило, потому что в департаменте ЖКХ нет сведений о подобных фактах. (Управляющие компании или ТСЖ, по суще­ствующему порядку, должны направить в департамент ЖКХ уведомление о предстоящем отключении дома от услуг.)

А вот такая мера воздействия на должников, как отключение конкретной квартиры от некоторых видов коммунальных услуг, активно применяется.

— В прошлом году мы очень часто практиковали отключение горячей воды. Сначала писали преду­преждения, а потом, если платежи так и не вносились, приходили и отключали. А теперь люди, получив предупреждение, просто­напросто не впускают в квартиру, — рассказывает директор ООО «ЖЭУ­6» и ООО «ЖЭУ­8» Надежда Питеркина. — Сейчас более действенная мера — отключение электроэнергии. Но очень многие самовольно подключаются — либо к лампочке на лестничной площадке, либо другим образом. Хорошо, что соседи жалуются на таких жильцов: электричество­то на площадке общее, и плата на всех распределяется. Вообще, после установки общедомовых счетчиков жильцы стали обращать внимание на жизнь своего подъезда, чтобы не платить «за соседа». Сообщают нам о квартирах, которые сдаются в аренду или в которых проживает больше народу, чем прописано.

В целом способы работы с жильцами по сбору платежей традиционные — от вывешивания на подъездах списков квартир­должников с указанием сумм задолженностей до оформления судебных исков о взыскании долгов. В некоторых управляющих компаниях созданы специальные комиссии по работе с неплательщиками. В тех же «ЖЭУ­6» и «ЖЭУ­8» работают такие комиссии.

— Вызываем жильцов на комиссию, выясняем их жизненные обстоятельства и ищем пути выхода из сложившейся ситуации — например, погашение долга в рассрочку или оформление субсидии, — говорит Надежда Питеркина.

Помимо «старых» долгов, которые копятся годами, есть еще и текущие задолженности — процесс их образования носит сезонный характер. Январь и февраль, говорят жилищники, всегда были «провальными» месяцами. Этой зимой собираемость платежей особенно упала в связи с переходом на общедомовые счетчики: многие жильцы, обычно добросовестно оплачивающие ЖКУ, отказывались вносить платежи из­за непонимания нового механизма расчета платы. Сейчас ситуация стабилизировалась, и главной причиной, по которой у обычно добросовестных плательщиков образуются долги, — отсутствие средств из­за потери доходов.

Самые высокие сборы обычно бывают в мае и сентябре (люди расплачиваются с долгами перед тем, как уехать из города, и после возвращения). Зная эту тенденцию, управляющие компании надеются, что в ближайшее время процент сборов увеличится.

Татьяна Тихонова
№71(22481)
23.04.2009

Источник: Газета «Речь»