16 апреля 2009 года. 08:25

Авантюрная классика и классическая авантюра

В какую сторону будет развиваться театр в период кризиса? Ответ фактически дан. По крайней мере, в Череповце. На сценах наших ДК ожидается дальнейшая активизация театров­соседей из Вологды и Рыбин­ска.
На днях в череповецком управлении культуры получили письмо от министра культуры Александра Авдеева, в котором он рекомендовал не повышать цены на театральные и концертные билеты. Взаимодействуя с проверенными театрами­парт­нерами, сдержать рост цен значительно легче, чем работая с гастролерами из столицы. Сегодня билеты на спектакли «соседей» в три­четыре раза дешевле (от 100 до 250 рублей), чем у москвичей или петербуржцев. С жанрами тоже все ясно: в период кризиса будут востребованы авантюрные комедии и литературная классика. В первой половине апреля в Череповце прошли гастроли Вологодского театра для детей и молодежи и Рыбинского драмтеатра.

«Исходя из разговоров, которые у меня состоялись с руководством этих театров, они тоже заинтересованы в продолжении гастролей в Череповце, — говорит директор ГДК «Аммофос» Евгения Морозова. — Причем объясняется это не столько заработком, сколько интересом другого плана — эмоционального. Гастроли позволяют артистам встряхнуться, получить иные впечатления, показать себя». Впрочем, последний визит вологжан и рыбинцев в Череповец удовлетворения не принес никому — по времени спектакли располагались рядом, чем испортили кассу друг другу. Расчет на школьников, который строил вологодский ТЮЗ, не оправдался. «Гусарской балладе», которая в развлекательном ключе рассказывает о войне 1812 года и выводит на сцену реальных исторических лиц вроде Кутузова, череповецкие школы неожиданно предпочли поход на фильм «Тарас Бульба», поставленный по повести Николая Гоголя. Говорят, билеты в кассы ГДК «Аммофос» сдавали целыми классами.

Во многом по этой причине «Гусарская баллада» шла при полупустых залах, хотя по своему качеству абсолютно этого не заслуживала. В Вологде это один из самых кассовых спектаклей. И хотя пьеса была написана в начале 40­х, в последние годы «Гусарская баллада» приобрела скандальный оттенок. В своей книге «Неподведенные итоги» известный режиссер Эльдар Рязанов вывел на чистую воду автора «Гусарской баллады» Гладкова. Комедиограф со свойственной ему прямотой рассказывает о работе над одноименным фильмом и о своих попытках встретиться с автором пьесы. На все просьбы доработать или переделать ту или иную сцену по причине того, что у кинематографа свои законы, драматург встречал в штыки. А потом и вовсе перестал открывать Рязанову дверь своей квартиры и отвечать на его звонки. Этот факт побудил неугомонного режиссера разыскать доказательства того, что пьесу Гладков не писал. Где взял — непонятно. Но так как никаких судебных разбирательств не было, имя Гладкова до сих пор неизменно печатают на афишах.

Рыбинцы, приехавшие в Череповец через два дня после окончания гастролей вологодского ТЮЗа, показали на сцене того же ГДК «Аммофос» авантюрный спектакль по пьесе испанского драматурга Александро Касоны «Дикарь». Сюжет, по требованию рынка, веселенький и легкий. Дей­ствие происходит в богатой испанской усадьбе. Две одинокие тетушки, обеспокоенные судьбой и образом жизни своего племянника, нанимают для него учительницу. Молодая и красивая Марта, едва приехав на новое место работы, с удивлением узнает, что учить и воспитывать ей придется 24­летнего Пабло, который жил с отцом в горах и не умеет ни читать, ни писать. Дикарь в полном смысле слова. Далее дей­ствие развивается по традиционным законам мелодрамы: двое молодых людей влюбляются друг в друга и, несмотря на все препят­ствия, составляют пару.

Сергей Виноградов
№66(22476)
16.04.2009

Источник: Газета «Речь»