Острые углы рынка труда
Даже в условиях кризиса череповчане не соглашаются на любую работу
Почти треть безработных в городе предпочитают жить на минимальное пособие в 1062 рубля 50 копеек. Работодатели не спешат воспользоваться поддержкой федерального бюджета и создавать временные рабочие места. В чем причины? Эти и другие противоречия рынка труда обсудили участники заседания рабочих групп, которое прошло в минувший вторник под председательством мэра Олега Кувшинникова и с участием депутата Государственной Думы Георгия Шевцова.
Справляться с безработицей Череповцу в нынешних условиях очень непросто. Предвидя ее последствия, городские власти задействовали всю вертикаль вплоть до Москвы и создали «подушку безопасности» на первом этапе реализации правительственной антикризисной программы. С организацией общественных работ с привлечением бюджетных средств (порядка 200 млн руб.: 95 % — федеральный бюджет, 5 % — областной) Череповец справился с честью.
Общественные работы — колка дров в Литературном музее, уборка пляжей, чистка улиц, подсобные работы — как альтернатива безработице восприняты горожанами адекватно. Но не всеми. Как подчеркнула директор череповецкого Центра занятости населения Татьяна Смирнова, из 7400 безработных 2800 человек живут на минимальное пособие в размере 1062 рубля 50 копеек. На общественные работы с зарплатой не спешат. Объяснить подобную нерасторопность можно либо тем, что люди имеют дополнительные источники доходов, либо тем, что у них не кончилось выходное пособие (два месяца уволившее работника предприятие платит ему две трети от среднего заработка). Видимо, глубоко кризис горожане не прочувствовали.
Более серьезные проблемы выявлены при анализе реализации второго этапа антикризисной программы: создание временных рабочих мест на предприятиях для тех, кто попал под риск увольнения. Такие места в городе создаются: на «Северстали», «Аммофосе», «Азоте». Но должной мотивации у работодателя нет. Почему они не торопятся воспользоваться федеральной поддержкой, участники встречи — представители профсоюзов, работодателей, налоговой инспекции, городской службы занятости населения — выяснили в ходе детального обсуждения.
Дело в том, что первая волна сокращений (например, на стройке) прошла в конце 2008 года. А федеральная помощь подоспела только к февралю 2009 года. Еще одна причина. Механизм организации временных рабочих мест оставляет желать лучшего. Общественные работы — это федеральные деньги: пособие по безработице, плюс МРОТ, плюс материальная помощь в размере минимального пособия по безработице. На временных работах две трети среднего заработка оплачивает предприятие плюс МРОТ (4330 рублей), выдачу которого финансирует государство. Добавьте сюда стопку бумаг — громоздкий отчет за каждый потраченный государственный рубль. Станет ясно: проще создать общественные работы.
Еще одно препятствие: если у предприятия есть задолженность перед бюджетом, зарплату временных рабочих с его счета спишут автоматически. Как быть, чтобы освоить федеральные деньги — 233 млн руб.?
Олег Кувшинников потребовал от участников встречи незамедлительно сформулировать предложения. А Георгий Шевцов обещал доставить их прямиком в Москву — в Роструд, Государственную Думу, правительство страны.
Татьяна Ковачева
№66(22476)
16.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →