15 апреля 2009 года. 08:00

Трудотерапия для молодых

В юности Георгий Шевцов штукатурил стены и учил школьников прыгать через «коня»
Речь продолжает проект «Моя первая работа», в котором известные, состоявшиеся череповчане рассказывают о первых трудовых опытах. Мотивация, побуждающая молодежь сменить мяч и пляжное полотенце на кирку и заступ, может быть самой разной: одни жаждут самоутверждения, других манит неземным блеском стоящая на магазинном прилавке мечта. Депутат Государ­ственной Думы Георгий Шевцов, будучи подростком, в школьные каникулы отправился работать на стройку, чтобы помочь семье, которая, мягко говоря, жила небогато. В результате и деньги заработал, и полезному делу научился, и авторитет у товарищей завоевал.

«Я заканчивал школу в селе Брянской области, — рассказывает Георгий Шевцов. — Раньше в школах старшеклассникам давали специальность: у нас это была специальность «штукатур­маляр». Летом, на каникулах, я проходил практику в строительной организации — штукатурил, раствор носил. Трудно было не только физически. Ведь штукатур должен так оштукатурить стенку, чтобы было ровно и красиво, а для этого нужны навыки и опыт. У меня, признаюсь, постоянно раствор отваливался. Вроде бы все делал как специалисты во­круг меня, но у них почему­то раствор ложился как надо, а у меня отваливался. Поэтому нам, ученикам, доверяли штукатурить подсобные помещения, чтобы от глаз подальше. Тем не менее эта работа стала отличной школой для меня: я не болтался без дела все лето, а трудился — приносил домой деньги, и понял, сколько нужно сил, настойчивости и упорства, чтобы трудиться, когда твои приятели купаются и загорают, а ты каждое утро идешь на работу».

Неподдающаяся штукатурка в конце концов была приручена. Приобретенный навык остался с Георгием Егоровичем на годы, тем более что он частенько его вспоминает. «Мелкие ремонты в квартире и на даче я стараюсь делать сам», — рассказывает Шевцов.

После окончания школы впереди замаячили уже не три летних месяца, а целый год, который оставался до армии и требовал занятия. Служить Георгий Шевцов шел с удовольствием и рвением — на тот момент он твердо решил стать военным. И наверняка свободный год был бы вновь отдан строительству, если бы не приглашение, поступившее из родной школы и поначалу немало смутившее выпускника.

«Меня позвали преподавателем физкультуры и труда — в школе были свободные часы, — вспоминает Георгий Егорович. — Почему именно меня? Наверное, потому что я был активным спортсменом — занимался футболом, волейболом и другими видами спорта. Плюс ко всему возглавлял комсомольскую организацию школы. Так что весь доармейский год я работал преподавателем. Было непросто. Представьте, еще вчера для тебя преподаватели были кем­то вроде богов, а сегодня ты на равных входишь в учительскую. Сомневался, будут ли меня школьники воспринимать как учителя, ведь разница в возрасте была совсем небольшая. Но с ребятами проблем не возникало — общий язык мы нашли очень быстро. Я разнообразил урок физкультуры, что их и подкупило: мы играли в футбол, прыгали через «коня», занимались общефизическими упражнениями. Я с удовольствием вспоминаю этот год».

Этот опыт также не прошел для будущего депутата даром — для спорта Георгий Шевцов до сих пор умудряется находить время в своем насыщенном рабочем графике, да и талант заинтересовывать людей никуда не пропал.

Впрочем, жизнь иногда тоньше и глубже, чем наши планы. После армейской службы Георгий Егорович не пошел ни в военные, ни в педагоги, ни в строители. Попал в Череповец, где жили родственники, и на несколько десятилетий связал свою жизнь с металлургией.

Впрочем, педагогиче­ские амбиции были реализованы в воспитании своих детей — о сыне и дочери отец рассказывает с нескрываемой гордостью. «Я считаю, что труд в подростковом возрасте необходим для формирования личности. Мои дети каждое лето в обязательном порядке работали. Дочь, будучи школьницей, трудилась на кондитерской фабрике. А сын с восьмого класса работал на металлургическом комбинате: сначала в цехе благоустройства — сажал деревья, а потом в цехах завода. За время учебы в вузе он сумел поработать практически во всех прокатных цехах, кроме обжимного. Во­первых, это было очень полезно, чтобы сын познакомился с работой в коллективе. Во­вторых, я хотел, чтобы он понял, как тяжело зарабатываются деньги. И в­третьих, коли уж Евгений решил связать жизнь с металлургией, то познакомиться с заводом изнутри было просто необходимо. После окончания вуза сын неплохо знал прокатное производство, защитил диплом по этой теме и начал свой трудовой путь в листопрокатном цехе № 2».

Сергей Виноградов
№65(22475)
15.04.2009

Источник: Газета «Речь»