15 апреля 2009 года. 08:00

Пугачевой шестьдесят

В Череповце примадонну помнят, когда она была вдвое моложе
Судак, капустный салат и стопочка горячительного — с такого закулисного «репертуара» начинала свои череповецкие концерты Алла Пугачева. Певица всегда чуралась журналистов и ограничивала общение с поклонниками автографом и букетом цветов, а посему воспоминания о череповецких гастролях примадонны мы собирали у людей, которые находились рядом с Аллой Борисовной «по долгу службы». Иные близко к звезде не допускались. «Она уже в те времена была настоящая прима, звезда самой первой величины, но с нами, организаторами, общалась просто и нисколько не свысока», — вспоминает устроитель череповецкого концерта Лев Щедринский.

Когда Алла Пугачева выступала в Череповце в по­следний раз, а это произо­шло в 2005 году на концерте, посвященном полувековому юбилею ОАО «Северсталь», примадонна заявила во всеуслышание безо всякой шутливости в интонации: «Глядите­ка, какое совпадение. Мне пятьдесят и вам пятьдесят». Спустя три с половиной года главная звезда российской эстрады празднует уже следующую круглую дату. Возраст для Аллы Борисовны всегда был величиной плавающей — откровенных признаний относительно количества прожитых на свете лет она не делала почти никогда. С 60­летием другое дело. Тут уж Пугачева не только не скрывает внушительной цифры, но всячески ее афиширует, дабы оправдать свой уход со сцены, о котором она заявила недавно — давно говорила, что уйдет в шестьдесят.

Помимо возраста, по­следняя народная артистка СССР объяснила завершение гастролей проблемами с голосом — дескать, в по­следние годы стал сдавать, кормилец. Во время первых гастролей в Череповце, которые состоялись в середине 70­х годов (после открытия «Алмаза» крупные артисты зачастили в город металлургов), вокал был в самой силе. Не в последнюю очередь потому, что подпитывался водочкой производства череповецкой «ликерки» и капустными салатами, нашинкованными в нашем ресторане «Русь». Его многолетний администратор Нелли Тищенко вспоминает: «Русь» обслуживала «Алмаз», и мы видели Аллу ближе, чем другие. Я очень много и часто тогда с ней общалась, потому что мы вместе составляли меню для нее. Но не только о еде говорили, конечно. Не знаю, как в других городах, но в Череповце она работала на износ: давала по два концерта в день, днем и вечером, а в выходные — три. И так несколько дней подряд, без выходных. В наши обязанности входило исполнять все гастрономиче­ские заказы артистов. Что любила Пугачева? До судака была сама не своя, заливного и под маринадом. А еще любила наши салаты из капусты. А из спиртного уважала коньячок и водоч­ку. Пятьдесят грамм перед выходом — это было чем­то вроде ритуала. По ресторанам артистка такого уровня ходить не могла, поэтому мы привозили все, что нужно, в «Алмаз». Разогревали и подавали на стол. Там есть такая комнатка рядом с тем местом, откуда ледовые комбайны выезжают, где звезды кушали. После вечерних концертов там же обычно организовывалось застолье — я тоже была рядом. Естественно, не могла уйти, пока последний гость не уедет в гостиницу. Заканчивались эти посиделки иногда глубокой ночью». Говорят, гонка за модной обувью в Череповце началась, когда после гастролей Пугачевой в гардеробе Нелли Тищенко появились «черевички» апельсинового цвета от самой Аллы Пугачевой. «Очень уж у вас босоножки красивые», — не удержалась как­то от комплимента череповчанка Нелли Тищенко. Пугачева ответила по­восточному. Что похвалено, то и подарено. «Это был по­настоящему шикарный подарок — как сейчас помню, они были оранжевые и заграничные, — рассказывает Нелли Юрьевна. — Мне завидовал весь Череповец. Я надевала их много лет, но берегла — только по особым случаям. Несколько лет назад пришлось выкинуть, очень уж истрепались».

Капуста и судак некогда действительно могли удовлетворить вкусы всесоюзных знаменитостей. Провинциальные импресарио до сих пор предпочитают работать со звездами советского воспитания. Заместитель директора вологодской област­ной филармонии, которая в 70­х годах организовывала концерты Аллы Пугачевой в Череповце, Лев Щедринский рассказал «Речи»: «Она уже в те времена была насто­ящая прима, звезда самой первой величины, но с нами, организаторами, общалась просто и нисколько не свысока. Никаких конфликтов или капризов со стороны Аллы Пугачевой я не помню, да и вообще, мой опыт говорит о том, что все эти сумасшедшие требования к устроителям придумывают директора и продюсеры. У них друг с другом соревнование за статус идет. Артисты значительно проще. Сколько раз я слышал от звезд, что они вполне обошлись бы обычной машиной и обычным номером в гостинице, но пресловутый статус требует».

Сергей Виноградов
№65(22475)
15.04.2009

Источник: Газета «Речь»