Лица стерты, краски тусклы
В детском музее с огромным успехом работает выставка авторской куклы Майи Сысоевой
В детские годы Майя Сысоева, ныне один из главных специалистов по северной русской кукле, терпеть не могла нянькать магазинных Маш и Наташ, предпочитая пропадать на улицах с мальчиками — лазить по деревьям, бегать по стройкам и играть с ножами и индейскими луками. «Мальчиковое» детство аукнулось позже. «Теперьто я точно знаю, что кукла воспитывает материнский инстинкт, — говорит она. — Дети копируют все, что видят вокруг. Чтобы вырасти полноценным человеком, ребенок должен проиграть все ипостаси своей будущей жизни. По себе знаю: не играла я в детстве в куклы, и потом испытывала огромные проблемы, когда у самой родилась дочь. Хорошо, моя мама была рядом и помогла с малышом». Кстати, когда дочка подросла, народный мастер Сысоева лично купила ей выводок Барби. Правда, дом для кукол (тоже важный в детском возрасте навык) девочка построила самостоятельно из подручных средств. И даже с умывальником.
— Когда и почему вы занялись куклами?
— Мне было тогда, наверное, уже лет тридцать. До этого я всерьез занималась росписью по дереву. Мы со студийцами выезжали в разные города страны для знакомства с ремеслами. Из одной поездки я привезла книгу о русской кукле и всерьез ею увлеклась. Сначала копировала тех, что на картинках были, а потом стала свои придумывать. Почему увлеклась? Мне хотелось глубины, потаенного смысла. Хотелось заниматься таким ремеслом, за которым чтото стоит, которое чтото значит. Роспись я к тому времени уже исчерпала, а кукла бездонна.
— Что сразу бросается в глаза при взгляде на традиционную русскую куклу, так это отсутствие лица. Этому есть объяснение?
— Конечно. Традиция делать куклы без лиц совсем не наша, не северная. Мусульмане, к примеру, делали почти то же самое. По своему назначению игрушка охраняет ребенка. Белая ткань вместо лица — как зеркало: все отражает, но ничего в себя не берет. Верили, что только в такую куклу не вселится злой дух. Более того, кукла не имеет глаз, которые для колдунов кладезь информации о человеке, и своего хозяина не выдаст, не позволит навлечь на него проклятие, сглазить. Кстати, по той же причине кукле на Руси было не принято давать имя. Как правило, дети звали их «мамками» и «ляльками».
— Но ведь у матрешки есть лицо, и еще какое…
— Матрешка совершенно не имеет никаких русских черт — вообщето, она из Японии. Матрешка появилась на Руси сравнительно недавно, и прославила ее коммунистическая партия. Матрешка и этот псевдорусский стиль — девки в кокошниках и парни в косоворотках — это же издевательство над нашими традициями. Мне всегда становится смешно, когда в фильмах про старину деревенские парень или девушка идут распоясанные. Пояс — это первый и главный оберег от злых чар для русского человека.
— Из каких материалов делается кукла?
— Я использую только натуральные материалы. Добыть их бывает очень нелегко — езжу в Москву, на выставки и вернисажи, ищу лоскутки и остатки, которые тоже приходится покупать. С платьем куклы, как правило, больше всего работы, иногда его изготовление занимает до месяца. А вообще, самое печальное в нашем деле то, что очень мало истинных знатоков авторской куклы. Нас, мастеров, возили во Францию однажды, и в наш павильон зашла женщинаколлекционер из Голландии. Приехала целенаправленно. Купила целую сумку моих кукол. Девчонки мне кричат: «Майя, гляди, твои куклы охапками увозят».
— Сколько всего кукол вы сделали? Есть ли среди них одинаковые?
— Сделала, наверное, больше тысячи — тяжело подсчитать. Даже при большом желании двух абсолютно одинаковых кукол сделать нельзя. Разные материалы, разное настроение, все разное. Причем как специалист, я сознательно избегаю приглаженности и совершенства — понимаете, кукла должна быть немножко любительской. Тогда она живая и со своим характером. Если она хоть отдаленно напоминает станок и конвейер — все, кукла умирает.
— Идя на интервью, видел в одной легковушке русскую куклу вроде ваших, привязанную ниточкой к зеркалу…
— Это естественно, и думаю, все эти вещи постепенно снова войдут в моду. Мы ведь сегодня от деревни обычно открещиваемся, потому что почти все сами оттуда. Хотим показать, какие мы городские и цивилизованные. А вот такие штучки — лапоточки или куколки — греют душу.
Сергей Виноградов
№63(22473)
13.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →