Казак казака видит на сцене ДК
Сабли и сапоги бутафорские — искры от клинков и каблуков настоящие. Один из самых легендарных госансамблей России, Кубанский казачий хор, который через два года отметит свое 200летие, дал концерт в Череповце. Пропитавшись казацким духом, некоторые из зрителей по окончании концерта отправились на вечерний сеанс фильма «Тарас Бульба».
Численность хора (почти полторы сотни человек), собравшего лучших артистов страны, позволяет ему без особого ущерба для зрителей делиться пополам и давать два концерта одновременно. В то время, как одна половина пела и плясала в подмосковной Электростали, другая занималась тем же самым на сцене нашего Дворца металлургов. Надо сказать, череповчанам повезло больше: практически все знаменитости (всего в наш город приехали более пятидесяти артистов) прославленного казачьего хора были налицо, от бородатых «стариков» до безусой молодежи. Один из них, заслуженный артист России, ассистент хормейстера и лихой усач Владимир Заниздра перед концертом рассказал «Речи», как и откуда попадает в коллектив «свежая кровь» и обязательно ли наличие «паспорта казака» — усов. «Конечно, для коллектива хорошо, если новый артист — потомственный кубанский казак, знает наши традиции и говор, — говорит Заниздра. — Но если человек ничем этим не обладает, но в нем есть казачий дух, его тоже могут взять в коллектив. Внешность и цвет волос значения не имеют — иногда статный здоровяк стоит на сцене как кисель, а шустрый малыш зажжет весь зал своей энергетикой. Теперь в отношении усов. Знаю, что в некоторых казачьих коллективах принято клеить усы молодежи. Мы стараемся этого не делать, мы за естество — наши артистымужчины даже не гримируются перед концертом. Но иногда так случается, что у парня не растут усы. В этом случае он выходит без них».
На концерте выяснилось, что Владимир Заниздра сам живое воплощение казачьего духа, пример «шустрого малыша» с энергетикой. Живчик с моторчиком внутри, который одним голосом и «ухватками» заставлял зрителей подпрыгивать в своих креслах. Большинство песен, спетых во время выступления, звались «походными казачьими» и были предназначены для исполнения в условиях конной скачки. Разнообразие казачьего репертуара позволяло концерту то пускаться в галоп, то плестись медленным шагом. Казачий балет добавлял концерту живости, а оркестр, состоящий из пяти молодцев в военной форме, поражал своей мобильностью. Завидев коллег с саблями, музыканты хватали стулья и инструменты и вмиг перемещались на другой конец сцены — для пущего удобства передвижения барабанщик приспособил голенища под футляр для палочек, а на собственную макушку надевал бубен.
Кстати, о саблях… «На парадах мы выходим с настоящими казачьими палашами, но в концертах мы заменяем их бутафорскими саблями, — рассказывает Владимир Заниздра. — Слишком много с палашами возни — для выступлений их нужно было бы затупить, чтобы не поранить артистов». В одном из номеров клинки ковались прямо на сцене — голый до пояса «кузнец» стучал в такт заводной мелодии молотом, изпод которого выходило еще горячее холодное оружие. Сабли тут же проверялись танцорами на блеск и свист, звучащий во время резкого взмаха.
Во второй половине концерта была отдана дань и казачьим шлягерам, широко известным благодаря кинофильмам: «Поехал казак на чужбину далеко», «Ой, при лужку, при лужке» и, конечно, «Любо, братцы, любо». С особым чувством хор выпевал знаменитое «С нашим атаманом не приходится тужить». К сожалению, сам «атаман» кубанского хора, легендарный Виктор Захарченко, руководящий коллективом тридцать пять лет, в Череповец не приехал. Зато прислал приветственный адрес своему коллеге и другу Юрию Цепелеву, худруку нашего ансамбля «Русский Север». «Мы помним о замечательных встречах двух ансамблей в Москве, Берлине, Барселоне, Ницце», — читали со сцены. Ни Краснодара, ни Череповца в этом списке пока нет. Юрий Цепелев незамедлительно ответил шикарным букетом, который подарил артистам. Вслед за этим на сцену вышли и представители череповецкого казачества, также одарив гостей презентами.
Как рассказали нам кубанцы, подобный прием они встречают не везде. В 80е и 90е приходилось сталкиваться с разного рода провокациями, особенно на заграничных концертах: казаков считали послами России, и европейские радикалы вымещали на них недовольство международной политикой страны. Иными словами, был случай пожалеть о том, что сабли бутафорские. «А в начале 90х к нам приезжали агенты из Украины и уговаривали перейти под их знамена, — рассказывает Владимир Заниздра. — Мол, вы же по крови украинцы, что вам в России делать? Но казак Отечество не продает и не меняет».
Сергей Виноградов
№60(22470)
08.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →