8 апреля 2009 года. 09:20

Бизнес потребовал от банков отчета

Предприниматели не могут понять, почему при масштабной господдержке банков ставки по кредитам только растут
Частный бизнес недоволен поведением банков. По мнению предпринимателей, процентные ставки выросли настолько, что кредит взять сейчас почти невозможно. В то же время в сегодняшних условиях, когда многие фирмы испытывают серьезные финансовые проблемы, необходимость в заемных деньгах значительно увеличилась. Предприниматели также указывают на непомерно высокие зарплаты самих банкиров и сверхприбыльные операции на валютном рынке, имевшие место несколько месяцев назад. Обо всем этом шла речь вчера на «круглом столе» в Агентстве городского развития, посвященном особенностям кредитования малого и среднего бизнеса.

Во встрече приняли участие представители шести банков, работающих в Череповце, и несколько десятков предпринимателей. Сначала специалисты каждого банка рассказали о своих кредитных программах, которые они предлагают малому и среднему бизнесу. Собравшиеся узнали, что после шести месяцев работы, считающихся подтверждением устойчивости фирмы, они могут получить кредит по ставке, в зависимости от разных условий, от 20 до 28 % годовых. Банкиры готовы принять в качестве залога недвижимость, товары, ценные бумаги и даже… поросят и коров. В по­следнем случае речь идет о фермерских хозяйствах. Если ничего этого нет, то бизнесменам предлагают беззалоговые кредиты на короткие сроки суммой до 1 млн рублей. Банки заверили, что «принимают к рассмотрению» не только официально подтвержденную информацию о работе бизнеса, но и управленческую отчетность. Это в свою очередь позволяет получить кредит «непрозрачным» в финансовом смысле фирмам.

Бизнесмены на выступления банкиров отреагировали эмоционально.

— Я думал, что вы предложите нам что­то новое и хорошее, — взял слово гендиректор строительной фирмы «Стройметиз» Виктор Выдрин. — Вы же снова рассказали о том, что предлагаете кредиты по высоким ставкам. Эти ставки все поднимаются и поднимаются, и сегодня я уже четвертую часть кредита должен вам отдать как проценты. Как вы думаете, мы к вам пойдем с такими условиями? Мы лучше будем в других источниках деньги искать. Сегодня кризис, платеже­способность упала, работы нет. Я представляю строительную фирму и знаю, что практически все строители сейчас в кредитах. Судя по высказываниям правительства, банкам дали огромные деньги. Почему ставки тогда повышаются? Когда все предприниматели теряли на курсе доллара, вы зарабатывали.

— А вы хотите, чтобы мы взяли деньги наших вкладчиков и отдали их на развитие вашего бизнеса? — вопросом на вопрос ответила Людмила Васильева, начальник управления по работе с малым и средним бизнесом ОАО «Меткомбанк». — Банк ведь пользуется деньгами своих клиентов, он не берет их из ниоткуда. Мы, например, вообще не получили господдержки, а те банки, которые получили… Знаете, под какие проценты им дали эти средства? Сейчас возрастает стоимость ресурсов, многие предприятия малого и среднего бизнеса не в состоянии вернуть кредиты, вот и растет процентная ставка. Наша задача — сохранить работоспособность банка, ведь финансовые учреждения тоже пострадали в период кризиса.

— Вы не замечаете, что отделяете себя от нас? — парировал Виктор Выдрин. — Вы должны выжить, а мы не должны? Мы сократили рабочих, снизили зарплаты, а у банкиров зарплаты остались теми же.

— С чего вы это взяли? — почти хором отозвались представители нескольких банков и как­то погрустнели. Предприниматель Владимир Баздырев, выступавший следом, рассказал свою печальную историю. Владелец открывшегося недавно ресторана в центральной части города, он до сих пор не нуждался в кредитах и работал за счет собственных средств. Но грянул кризис, прибыль стремительно начала падать. Попытка взять кредит обернулась неудачей: фирма г­на Баздырева зарегистрирована в Москве, и один из московских филиалов известного госбанка направил предпринимателя в Череповец — по месту ведения бизнеса. В Череповце его направили… в Москву — по месту регистрации.

— Январь был у меня просто провальным месяцем, февраль вроде получше, а теперь опять проблемы, — посетовал ресторатор уже после совещания в беседе с корреспондентом «Речи». — Оборотных средств не хватает на самое главное — чтобы поддерживать постоянный ассортимент в меню. Сейчас кризис, и люди стали более капризны, ведь когда плохо, хочется, чтобы к тебе относились лучше. А если человек приходит, выбирает в меню блюдо, а наталкивается на отказ, потом на второй, третий, то настроение у него в итоге портится, и этого клиента мы не можем удержать. Сейчас я уже не могу закупать брендовый алкоголь, у меня была фуа­гра, эксклюзивное блюдо из утиной печени, теперь его тоже нет. За счет кредита я надеялся добиться постоянства меню; часть денег, и я этого не скрываю, планировал пустить на погашение этого же кредита. Плюс нужно провести небольшую реконструкцию, запустить к сезону летнюю веранду. Другие банки мне отказывают, так как нет залога. Строителям, наверное, проще, у них техника, оборудование, а в ресторане разве что барную стойку заложить. У меня сейчас работают 14 человек — кому­то будет лучше, если я их уволю, а бизнес развалится?

— Есть госфонд содействия кредитованию, вы можете направить туда заявку, и они будут поручителем, — порекомендовала представитель ВТБ­24 Татьяна Дуванова. — Или смените профиль, откройте, например, шашлычную и начните зарабатывать.

Стороны договорились совместно подумать о том, как быть в этой ситуации.

— Банки созданы помогать, а не стопорить развитие бизнеса, — подчеркнул управляющий допофисом «Меткомбанка» Юрий Зуев. — Мы все должны это понимать. Если вы все закроетесь, мы тоже закроемся, нужно совместно работать.

Конструктивный совместный диалог получился уже под конец встречи: кто­то из бизнесменов поинтересовался, как можно купить залоговое имущество, которое банки забирают у фирм­банкротов.

— Сейчас экономить надо, а такое имущество, наверное, подешевле будет продаваться, — объяснил выступавший свой вопрос.

Зам. директора Агентства городского развития Оксана Лукьяненкова предложила создать на сайте агентства единый список выставленного на продажу залогового имущества, чтобы потенциальные покупатели получали информацию из единого источника. Банкиры нарушений закона в этом не увидели и высказались за создание такого ресурса.

Андрей Ненастьев
№60(22470)
08.04.2009

Источник: Газета «Речь»