6 апреля 2009 года. 20:14

Что президент советует ректорам

и как планируется поддерживать «на плаву» образование во время кризиса
Одним из самых значимых событий в области российской высшей школы стал IX Съезд ректоров РФ, открытие которого состоялось 19 марта в Фундаментальной библиотеке МГУ им. Ломоносова. Для обсуждения текущей ситуации и способов выхода из нее собралось более 1000 «высших чинов» образования, руководителей государственных и коммерческих вузов страны. «Присутствовал» на съезде и Череповец — ректор ЧГУ Владимир Грызлов находился в рядах своих коллег. Следует заметить, что ЧГУ предвосхитил пожелания президента, высказанные на съезде: стоимость обучения на следующий учебный год заморожена, а в этом году после зимней сессии в университете осуществили перевод на «бюджет» 42 студентов.

Работа съезда ректоров совпала с принятием нового бюджета страны. Так вот, Минфин наряду с другими статьями предложил сократить расходы и на высшее образование. Поэтому о широком развитии говорить не приходится — понятно, что времена для образования будут тяжелыми. Многие предложения, выдвинутые Дмитрием Медведевым, звучали оптимистично, если бы не одно «но»: любую меру следует рассматривать в контексте. Итак, каковы же основные антикризисные положения, рекомендуемые к претворению в жизнь?

Не хочу учиться… платно!

Одной из тем, давно уже обсуждаемых в кругах руководителей сферы образования, является перевод коммерческих студентов на бюджетные отделения. «По тем подсчетам, которые сегодня сделали эксперты, в этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тысяч студентов», — поведал ректорам президент.

Еще до съезда руководителям вузов были рекомендованы следующие меры:

— переводить на «бюджет» максимум после четырех сессий (в некоторых вузах для перехода на бесплатное отделение требовалось отучиться на «отлично» не менее шести семестров);

— переводить не только тех, кто учится на «отлично», но и «хорошистов»;

— сделать информацию о процедуре перевода и количестве бюджетных мест на специальностях общедоступной, обеспечить ее публикацию на доступных студентам ресурсах.

Надо сказать, что перед лицом президента Череповец не подкачал: уже к началу марта в ЧГУ перевод осуществлялся рекомендуемым способом. Правда, информация о бюджетных местах не была опубликована: «Все наши ребята, желающие перевестись на «бюджет», хорошо осведомлены о ситуации на своей специальности, поэтому в дополнительном оглашении сведений нет необходимости», — считает директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов.

Конечно, перевод студентов сыграет свою положительную роль, но незначительную: цифра в 25 тысяч выглядит внушительно, только если не соотносить ее с общим числом студентов — 7 миллионов. Правда, в государственных вузах учится «всего» 4 миллиона из них, тем не менее пропорция получается неутешительная. К тому же бюджетные места обычно освобождаются на естественно­научных или инженерных факультетах. А там студентов­контрактников и так очень мало; а те, кто есть, — далеко не отличники.

Плата, замри!

Еще одним важным пунк­том обсуждения стала «заморозка» оплаты в вузах. Кстати, наш ЧГУ и тут оказался примером — еще в феврале было объявлено, что цена за обучение расти не будет. Но если в Череповце к этому отнеслись без особого расстройства, то в столичных вузах подобная перспектива вызвала легкую панику. Как сказал глава одного крупнейшего московского вуза, «множество вузов попросту обанкротятся, заморозив плату без учета индексации на весь срок учебы. Если плата за обучение заморожена, а цены на строительные работы, на капитальный ремонт отнюдь нет, то это грозит деградацией высшей школы».

На своей предсъездовской пресс­конференции ректор МГУ Виктор Садовничий тоже подтвердил, что просто так снизить плату за обучение нельзя. Есть понятие «затраты на обучение одного студента» (бюджетного). Это — норматив государства. И по закону нельзя устанавливать плату для внебюджетного студента ниже, чем для бюджетника.

Другие меры.

Уже в ближайшее время правительство РФ должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образование. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент окончит вуз и устроится на работу. Поручителем по таким кредитным сделкам выступит само государство. Но условием его получения должна быть хорошая успеваемость.

Увеличится количество бюджетных мест, но ненамного: если в 2008 году на 1000 выпускников приходилось 394 бесплатных места, то в 2009­м их будет 420. Причем в большей мере это относится к инженерно­техническим и естественно­научным специальностям — экономистам, юристам и гуманитариям в этом году явно не повезло. Еще будет увеличен бюджетный прием в магистратуру и аспирантуру. В магистратуре число бюджетных мест может увеличиться до 34 тысяч, а в аспирантуре — до 29 тысяч.

Кроме того, в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Появятся новые возможности для коммерциализации интеллектуального потенциала высшей школы. Эти малые предприятия могут дать до 30 тысяч рабочих мест, в том числе связанных с выпуском высокотехнологичной продукции.

! С 2010 года для высших образовательных учреждений будет введена обязательная двухуровневая (или многоуровневая, как называют ее специалисты) система обучения — это бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Уже сейчас в ЧГУ существуют две специальности, работающие подобным образом, скоро к ним прибавятся еще 10. Тем не менее переход на новую систему будет достаточно резким — по словам Александра Чернова, существующие двухуровневые специальности функционируют иначе. В 2010 году будет полностью перестроена схема обучения по предметам, часам и т. д.

Александр Чернов, директор гуманитарного института ЧГУ:

— В принципе, все, что порекомендовал в этот раз президент, мы выполнили еще до съезда — это касается и перевода на бюджет, и «заморозки» оплаты. По итогам зимней сессии перевели на бесплатное отделение 42 студента. Сейчас университет в срочном порядке занялся магистратурой — если в этом году у нас действовали только две программы для магистров, то недавно мы отправили на согласование еще порядка десяти проектов по целому спектру направлений. Поэтому для принятия студентов на большее количество бюджетных мест в магистратуру у нас все будет готово.

Елена Срапян
№59(22469)
07.04.2009

Источник: Газета «Речь»