3 апреля 2009 года. 08:05

Музыкант с твердым знаком

Питерские рокеры сыграли «квартирник» на сцене Камерного театра
В том, что музыканты проекта «Ветровъ» запоздали в Череповец на три дня, повинен не кто иной, как сам маэстро Борис Гребенщиков. Гуру русского рока на несколько недель раньше им же запланированного срока оправился от болезни — было объявлено, что почти отмененный концерт «Аквариума» в Нижнем Новгороде все же состоится, и ветровский перкуссионист Олег Шавкунов по прозвищу Шар, по со­вместительству играющий в «Аквариуме», вынужден был отбыть за шефом. Едва освободившись, Шар и Александр Ветров (на фото) отыграли­таки в Череповце запланированный концерт.

Никогда еще Камерный театр не вмещал так мало стульев — по просьбе музыкантов впервые в новейшей истории Камерного зрительские места залезли на подмостки, «затолкав» выступающий дуэт в глубь сцены. А им того и надо — чем ближе к слушателю, тем лучше. «Хотелось формата квартирника, потеснее и глаза в глаза, — рассказывает корреспонденту «Речи» Александр Ветров, «худрук» одноименного ансамбля. — Я обожаю играть квартирные концерты и довольно часто это делаю. Тем более что квартирники, не в последнюю очередь по экономическим причинам, сегодня снова возрождаются».

По утверждению Ветрова, его музыканты — не группа никакая, а проект. Огромное количество музыкантов заняты в этом уникальном для нашей страны содружестве — более пятнадцати человек. Среди них немало громких имен. Тут и «аквариумисты» Алексей Зубарев с Олегом Шавкуновым (составившим компанию Ветрову в Череповце), и музыканты «АукцЫона» Николай Рубанов, Михаил Коловский и легендарный Олег Гаркуша, а также старший брат лидера «Гражданской обороны» Сергей Летов. «Играем вместе по мере наличия свободного от гастролей времени и желания встретиться, — объясняет принципы существования внутри рок­коммуны Александр Ветров. — При этом никаких обязательств ни у кого из нас перед проектом «Ветровъ» не имеется. Для меня как для основателя и условного руководителя это самая важная вещь: когда появляются обязательства, возникают и всякие дрязги. Наша главная цель — поиграть вместе в свое удовольствие. Наверное, поэтому мы долгие годы остаемся друзьями». Чисто технически гастроли этого табора происходят так: кто сейчас может, тот в них и участвует. Сам Александр Ветров нисколько не уступает в легендарности своим музыкантам, которых превозносит. Ведь всякому образованному человеку известно, что Алла Пугачева — последняя народная артистка СССР, а Александр Ветров — по­следний музыкант, принятый в «великий и ужасный» ленинградский рок­клуб. «Это была очень забавная история: меня приняли в рок­клуб, мы это дело хорошо отметили, а утром пришли официальные лица и повесили на нем замок. Поэтому никакого участия в деятельности рок­клуба я не принимал, — объясняет «Речи» «последний ленинградский рокер» и тут же открещивается от этого звания: — Мало того, я вообще не считаю себя рок­музыкантом и не понимаю, что такое русский рок. Я знаю, что такое советский рок — это «ДДТ», «Кино», «Аквариум» и прочие группы. Я даже знаю, почему он умер — потому что Советский Союз развалился и исчезла мишень для протеста. Нет, можно, конечно, и сегодня петь злободневные бунтарские песни о повышении цен на услуги ЖКХ, но это уже не будет искусством».

Изначально коллектив «Ветровъ» планировался как студийный — мол, соберем лучшие силы настоящего некоммерческого русского рока и будем выпускать альбомы каче­ственной музыки. Однако после того как питерская звукозаписывающая студия заинтересовалась материалом и презентовала первую пластинку, потребовалось выступить для продвижения продукта. Разок­другой. Втянулись, да так, что по­следние пять лет не могут остановиться. «А часто вас упрекают в нескромности? — интересуемся у Александра Ветрова. — Мол, известных музыкантов собрал и своим именем озаглавил». Ветров отвечает очередной «забавной историей»: «Так получилось, что я долго не мог придумать никакого названия для проекта. Времени на дальнейшие раздумья не было — вот­вот должна была выйти первая пластинка, и ее надо было как­то подписать. По истечении последней ночи, когда здравая мысль так и не пришла, кто­то сказал: «Давайте по фамилии». Так как все песни писались на стихи поэтов Серебряного века, на конце моей фамилии появился твердый знак в виде стилизации под начало ХХ века».

Кстати, по поводу Серебряного века. Последние лет десять процесс освоения рок­музыкантами наследия декадентов столетней давности идет семимильными шагами. Почему? «Эта лирика очень похожа на правду, — объясняет Ветров. — К тому же у меня есть собственная теория, по которой каждые сто лет история повторяется. Разве не заметно сходства между нашим временем и началом прошедших веков? В начале девятнадцатого века появился Пушкин, сто лет спустя поэты Серебряного века. Лет через пять жду очередного всплеска русской поэзии».

В ожидании этого мига Александр Ветров с товарищами балует столицы и провинцию поэзией соб­ственного сочинения и прекрасного прошлого русской словесности. В Череповце лирика пелась под аккомпанемент акустической гитары, скрипки и разных барабанчиков с колокольчиками, объединенных словом «перкуссия» и личностью Олега Шавкунова. Беседа с публикой, тесно усевшейся на сцене, проходила в основном во время форс­мажорных обстоятельств, прерывавших концерт. Когда у Ветрова порвалась струна, он рассказал о проекте и музыкантах. Неполадка с инструментами Шавкунова обогатила эрудицию публики относительно перкуссионных новинок, их голосов и манеры игры.

Сергей Виноградов
№56(22466)
02.04.2009

Источник: Газета «Речь»