Музыкант с твердым знаком
Питерские рокеры сыграли «квартирник» на сцене Камерного театра
В том, что музыканты проекта «Ветровъ» запоздали в Череповец на три дня, повинен не кто иной, как сам маэстро Борис Гребенщиков. Гуру русского рока на несколько недель раньше им же запланированного срока оправился от болезни — было объявлено, что почти отмененный концерт «Аквариума» в Нижнем Новгороде все же состоится, и ветровский перкуссионист Олег Шавкунов по прозвищу Шар, по совместительству играющий в «Аквариуме», вынужден был отбыть за шефом. Едва освободившись, Шар и Александр Ветров (на фото) отыгралитаки в Череповце запланированный концерт.
Никогда еще Камерный театр не вмещал так мало стульев — по просьбе музыкантов впервые в новейшей истории Камерного зрительские места залезли на подмостки, «затолкав» выступающий дуэт в глубь сцены. А им того и надо — чем ближе к слушателю, тем лучше. «Хотелось формата квартирника, потеснее и глаза в глаза, — рассказывает корреспонденту «Речи» Александр Ветров, «худрук» одноименного ансамбля. — Я обожаю играть квартирные концерты и довольно часто это делаю. Тем более что квартирники, не в последнюю очередь по экономическим причинам, сегодня снова возрождаются».
По утверждению Ветрова, его музыканты — не группа никакая, а проект. Огромное количество музыкантов заняты в этом уникальном для нашей страны содружестве — более пятнадцати человек. Среди них немало громких имен. Тут и «аквариумисты» Алексей Зубарев с Олегом Шавкуновым (составившим компанию Ветрову в Череповце), и музыканты «АукцЫона» Николай Рубанов, Михаил Коловский и легендарный Олег Гаркуша, а также старший брат лидера «Гражданской обороны» Сергей Летов. «Играем вместе по мере наличия свободного от гастролей времени и желания встретиться, — объясняет принципы существования внутри роккоммуны Александр Ветров. — При этом никаких обязательств ни у кого из нас перед проектом «Ветровъ» не имеется. Для меня как для основателя и условного руководителя это самая важная вещь: когда появляются обязательства, возникают и всякие дрязги. Наша главная цель — поиграть вместе в свое удовольствие. Наверное, поэтому мы долгие годы остаемся друзьями». Чисто технически гастроли этого табора происходят так: кто сейчас может, тот в них и участвует. Сам Александр Ветров нисколько не уступает в легендарности своим музыкантам, которых превозносит. Ведь всякому образованному человеку известно, что Алла Пугачева — последняя народная артистка СССР, а Александр Ветров — последний музыкант, принятый в «великий и ужасный» ленинградский рокклуб. «Это была очень забавная история: меня приняли в рокклуб, мы это дело хорошо отметили, а утром пришли официальные лица и повесили на нем замок. Поэтому никакого участия в деятельности рокклуба я не принимал, — объясняет «Речи» «последний ленинградский рокер» и тут же открещивается от этого звания: — Мало того, я вообще не считаю себя рокмузыкантом и не понимаю, что такое русский рок. Я знаю, что такое советский рок — это «ДДТ», «Кино», «Аквариум» и прочие группы. Я даже знаю, почему он умер — потому что Советский Союз развалился и исчезла мишень для протеста. Нет, можно, конечно, и сегодня петь злободневные бунтарские песни о повышении цен на услуги ЖКХ, но это уже не будет искусством».
Изначально коллектив «Ветровъ» планировался как студийный — мол, соберем лучшие силы настоящего некоммерческого русского рока и будем выпускать альбомы качественной музыки. Однако после того как питерская звукозаписывающая студия заинтересовалась материалом и презентовала первую пластинку, потребовалось выступить для продвижения продукта. Разокдругой. Втянулись, да так, что последние пять лет не могут остановиться. «А часто вас упрекают в нескромности? — интересуемся у Александра Ветрова. — Мол, известных музыкантов собрал и своим именем озаглавил». Ветров отвечает очередной «забавной историей»: «Так получилось, что я долго не мог придумать никакого названия для проекта. Времени на дальнейшие раздумья не было — вотвот должна была выйти первая пластинка, и ее надо было както подписать. По истечении последней ночи, когда здравая мысль так и не пришла, ктото сказал: «Давайте по фамилии». Так как все песни писались на стихи поэтов Серебряного века, на конце моей фамилии появился твердый знак в виде стилизации под начало ХХ века».
Кстати, по поводу Серебряного века. Последние лет десять процесс освоения рокмузыкантами наследия декадентов столетней давности идет семимильными шагами. Почему? «Эта лирика очень похожа на правду, — объясняет Ветров. — К тому же у меня есть собственная теория, по которой каждые сто лет история повторяется. Разве не заметно сходства между нашим временем и началом прошедших веков? В начале девятнадцатого века появился Пушкин, сто лет спустя поэты Серебряного века. Лет через пять жду очередного всплеска русской поэзии».
В ожидании этого мига Александр Ветров с товарищами балует столицы и провинцию поэзией собственного сочинения и прекрасного прошлого русской словесности. В Череповце лирика пелась под аккомпанемент акустической гитары, скрипки и разных барабанчиков с колокольчиками, объединенных словом «перкуссия» и личностью Олега Шавкунова. Беседа с публикой, тесно усевшейся на сцене, проходила в основном во время форсмажорных обстоятельств, прерывавших концерт. Когда у Ветрова порвалась струна, он рассказал о проекте и музыкантах. Неполадка с инструментами Шавкунова обогатила эрудицию публики относительно перкуссионных новинок, их голосов и манеры игры.
Сергей Виноградов
№56(22466)
02.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →