30 марта 2009 года. 14:08

Справка вместо аттестата

10 — 15 % российских одиннадцатиклассников могут остаться без аттестата об окончании школы
Раньше очень низкий балл за ЕГЭ выпускников школ не пугал — знали, что оценка в аттестате будет соответствовать годовой по данному предмету, и полноценный документ об окончании школы гарантирован. С этого года ситуация изменилась: при получении неудовлетворительных баллов на итоговой государ­ственной аттестации по двум основным предметам (русскому языку и математике) выпускник аттестата не получит, и, как следствие, не сможет продолжить обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении.

Ситуация для России новая, и руководители сферы образования уже «подсчитывают убытки»: вице­президент Российской академии образования Виктор Болотов, выступая на заседании Российского общественного совета по развитию образования, отметил, что без аттестатов в этом году могут остаться 10 — 15 % российских выпускников. Он уточнил, что эта цифра основана на прогнозах, полученных из регионов. «У меня была встреча с руководителями департаментов, министерств образования регионов, которые с тревогой ждут ЕГЭ по русскому языку», — рассказывает Болотов. В Череповце на ситуацию смотрят более оптимистично — процент удовлетворительных результатов по ЕГЭ у нас обычно намного выше, чем в целом по России. Тем не менее мы решили спросить у директоров городских школ: много ли у них выпускников­двоечников и стараются ли предотвращать неудовлетворительные оценки?

Людмила Южакова, директор школы № 14:

— У нас в этом году очень маленький выпуск — 21 человек, раньше такого никогда не было. Я думаю, что есть ребята, которые могут не сдать математику, но чтобы оба экзамена — вряд ли. За последние несколько лет у нас был только один случай, когда мальчик не сдал ни одного из двух обязательных ЕГЭ. Но ребенок долго болел и не мог нормально учиться по состоянию здоровья. Вообще, работа с одиннадцатыми классами в этом отношении отличается от остальных: бороться с двойками уже не приходится, ребята взрослые и сами понимают, что это плохо скажется на их будущем. Те, у кого совсем не получается с учебой, обычно уходят после 9 класса в профессиональные учебные заведения. Мы стараемся уделять внимание потенциалу учеников — например, у нас существует дифференцированное обучение, когда в зависимости от способностей ребенка меняется учебная нагрузка. Каждый семестр проводятся консилиумы, где педагоги обсуждают возможности повышения успеваемости школьников.

Людмила Волкова, директор школы № 9:

— У нас в этом году 71 выпускник. Я надеюсь, что ЕГЭ все сдадут успешно, двойки получат максимум один­два человека. К сожалению, сдача госэкзамена сама по себе процедура субъективная, ребенок может просто переволноваться и провалить экзамен, поэтому что­то предсказывать сложно. С детьми, у которых изначально плохая успеваемость, работают учителя — составляется специальный план, ведется коррекционная работа. В старших классах педагоги проводят постоянные консультации по своим предметам для тех, кто собирается эти дисциплины сдавать. К тому же родители детей, проявляющих нежелание и неспособность учиться, сами стараются после 9 класса отправлять их в училища, техникумы, чтобы к моменту завершения учебы ребенок уже имел начальные профессиональные навыки и мог их применить.

Валентина Кондратьева, директор школы № 3:

— Одиннадцатиклассников в этом году мало — 21 человек. Вряд ли будут такие выпускники, которые не сдадут ЕГЭ, а вот не допущенные к экзаменам могут быть — такая мера применяется, например, если ребенок не посещал школу с 1 сентября. На второй год, как известно, в 11 классе не оставляют, поэтому мы вынуждены таких учеников выпускать со справками. Вообще­то, борьба с плохой успеваемостью — это огромная работа всего школьного коллектива в течение всего учебного года. Мы стараемся работать с отстающими ребятами в форме индивидуального собеседования, педагоги проводят бесплатные дополнительные занятия, работают социальные педагоги.

Наталья Стрижова, заместитель начальника управления образования Череповца:

— Прогнозы — неблагодарное дело. На мой взгляд, результаты ЕГЭ нельзя использовать в каче­стве сравнительных характеристик, потому что контингент детей каждого года имеет свои особенности. Но если все­таки оперировать данными прошлых лет, то количество неудовлетворительных отметок по русскому языку на уровне города по результатам 2007/2008 учебного года — 1 %, в области — 1,9 %. Причем на федеральном уровне этот процент намного выше — 11,2 %. По математике количество череповецких выпускников, не усвоивших базовый уровень программ и получивших неудовлетворительную отметку, было больше — в 2007 году — 15,2 %, в 2008­м — 11,1 %, в области в прошлом году — 12,8 %, в России — 23,5 %. Хотелось бы надеяться, что результаты этого года будут на уровне прошлого или даже выше. Должно сыграть роль и то, что в предыдущие годы для ученика работало правило «+1 балл» (при получении двойки за ЕГЭ в аттестат выставлялась тройка). С момента введения ЕГЭ в штатный режим ситуация изменилась: теперь ребенок знает, что неудовлетворительный результат на ЕГЭ не позволит получить аттестат. Соответственно, в этом году у выпускников должна быть несколько другая мотивация.

— Как бороться с двойками на выпускных экзаменах?

— Чтобы избежать ситуации, когда ребенок выходит из школы со справкой, необходимо взаимодействие и заинтересованность всех участников образовательного процесса: самого ученика, его родителей и педагогов. Необходимо, с одной стороны, создание условий для усвоения программы, с другой — чтобы желание родителей и педагогов достичь положительного результата ложилось на благодатную почву. Понятно, что играют роль индивидуальные особенности ребенка, но, к сожалению, при большой наполняемости классов (норма — 25 человек) учитель не имеет возможности работать с каждым ребенком отдельно.

— Что делать тем ребятам, которые все­таки не смогут пройти итоговую аттестацию в этом году?

— В данном случае в течение последующего года им необходимо снова готовиться к ЕГЭ, так как право прохождения государственной (итоговой) аттестации у них остается. В этом году ребята могут устроиться на работу, кроме того, они уже имеют аттестат об основном общем образовании, поэтому они могут продолжить обучение в профессиональных училищах. Могут быть разные пути развития событий. Это зависит, конечно, от самого ребенка, от того, какие планы он строит на будущее. В соответствии с законом «Об образовании» обязательным является получение среднего (полного) общего образования. Поэтому мы в любом случае будем отслеживать судьбу каждого ребенка, так как он должен закончить обучение в обязательном порядке. Не важно, в какой форме: вечерней, экстернатной или заочной.

Генеральная репетиция ЕГЭ.

В Череповце составлен график репетиционных ЕГЭ. Напомним, в этом году единый госэкзамен из экспериментального переведен в разряд обязательных. Поэтому пробное тестирование проходит на платной основе. Проводит его ГУ Вологодской области «Центр оценки качества образования» по следующим предметам: физика, обществознание, русский язык и математика.

В феврале с родителями выпускников был заключен договор на оказание этой услуги. Так, 11 апреля выпускники будут писать тесты по физике в школах №№ 11, 26. 18 апреля ученики примерятся к вопросам по обществознанию в школах №№ 2 и 21. 25 апреля выпускники будут репетировать ЕГЭ по русскому языку в школах №№ 9, 12, 24 и 25, а 29 апреля — по математике (пробный экзамен пройдет в пунктах проведения экзамена с полной отработкой процедуры ЕГЭ). Ученикам каких школ, куда и к какому часу отправляться — об этом участников платных тестов проинформируют в их учебных заведениях. Результаты тренировочного тестирования по каждому предмету после обработки в ГУ ВО «Центр оценки качества образования» будут размещены на сайте coko.edu35.ru в течение пяти дней после передачи материалов на обработку. По окончании всех тестирований участникам будут выданы свидетельства с результатами.

Елена Срапян
№52(22462)
27.03.2009

Источник: Газета «Речь»